«Дух Вселенной» буксирует кита. Искусство древних эскимосов показывают на выставке в Кунсткамере

Выставка «Мифы и вещи. Искусство древних эскимосов Эквена», которая открылась в Кунсткамере, впервые в Петербурге в качестве отдельного проекта представляет искусство китобоев, живших на берегу Берингова пролива тысячу лет назад.

«Дух Вселенной» буксирует кита. Искусство древних эскимосов показывают на выставке в Кунсткамере | «Крылатый предмет» - стабилизатор гарпуна. Первое тысячелетие н. э. ФОТО Вадима МИХАЙЛОВА

«Крылатый предмет» - стабилизатор гарпуна. Первое тысячелетие н. э. ФОТО Вадима МИХАЙЛОВА

Как сообщила «Санкт-Петербургским ведомостям» Наталья Алексашенко, старший специалист отдела хранения фондов музея, куратор выставки, из шести тысяч предметов, найденных в Эквенском могильнике в 1960-е годы, для показа были отобраны всего 46. Девять самых интересных помещены в отдельные витрины.

Поселение Эквен находилось на северо-востоке Чукотки в 30 километрах от современного поселка Уэлен и прекратило свое существование в XVIII веке. Могильник поблизости от бывшего поселения с захоронениями III - XIII веков был найден случайно в середине 1950-х годов и стал сенсацией в научном мире. Начиная с 1961-го и до 1974 года туда регулярно ездили экспедиции Института этнографии РАН, частью которого была тогда Кунсткамера. Именно поэтому 6 тысяч предметов были переданы в этот музей. На Чукотке работали ведущие ленинградские и московские археологи, в частности, Максим Левин, Дориан Сергеев, Сергей Арутюнов. С 1987 года и по сей день экспедиции проводит московский Музей Востока.

Кирилл Днепровский, главный научный сотрудник Музея Востока, руководитель Чукотской археологической экспедиции, специально приехал в Петербург на открытие выставки, чтобы посмотреть на раритеты Кунсткамеры. Как он пояснил для нашей газеты, древние эскимосы на байдарах (лодках с деревянным каркасом, обшитых кожей), имевших длину до 6 метров, выходили на промысел кита, который мог весить 20 тонн и иметь длину 20 метров. От экипировки охотника зависел не только успех в добыче мяса для пропитания, шкур для одежды, жира для освещения, кости для оружия... Но и сама жизнь древнего охотника. Поэтому «поворотный гарпун» эскимоса представлял собой сложную инженерную конструкцию. Начиная от каменной вставки-«копьеца», которым поражали кита, и заканчивая так называемым крылатым предметом, сделанным из моржового клыка.

Именно похожий на бабочку «крылатый предмет» первого тысячелетия н. э. стал главным хитом выставки. Археологи предполагают, что этот артефакт служил стабилизатором гарпуна. Кроме того, он украшен орнаментом и изображением «всевидящего ока» или меткого глаза охотника. Эскимосы наделяли предмет магической силой. Его не выбрасывали, когда гарпун ломался, и использовали в охотничьих ритуалах.

Кита нужно было не только убить, но и вытащить на берег. Поэтому непременным атрибутом охоты были буксировочные крюки из того же моржового клыка. Они также имели магическое значение. На крюке «Хозяин Вселенной» изображен человек, который путешествует на лодке по морю в окружении его обитателей. Эскимосы верили, что это изображение приносит удачу на охоте. Не менее выразителен буксировочный крюк «Хозяйка моря». В одном ракурсе это изображение моржихи с моржонком, в другом - женщины, морской владычицы. Древние эскимосы не сомневались, что люди могут превращаться в животных и совершать обратный переход.

«Очки снеговые» из клыка моржа с узкими прорезями не только плотно прилегали к лицу и защищали от яркого солнца в снежную погоду. На них делали инкрустированный мамонтовой костью и китовым усом магический узор всевидящего ока. Мужским и женским орудием труда была мотыга. Мужчины выкапывали ею землянки. Женщины заготавливали съедобные коренья, по осени добывая их в норах мышей, делавших свои запасы. Весь склад никогда не опустошали, дух - «хозяин гнезда» мог отомстить. Сохранилась рукоять из клыка, украшенная изображениями волка и стилизованного морского животного.

А существует ли сейчас китобойный промысел? Днепровский рассказал, что только в строго квотированных объемах для поддержания «традиционного природопользования и сохранения национального самосознания». Настоящий эскимос, живущий в суровых условиях Крайнего Севера, не может питаться какими-нибудь куриными окорочками. Но продажа китового мяса запрещена.

Еще 20 лет назад археологи видели, как охотники выходили на промысел на деревянных вельботах. Сейчас их вытеснили металлические моторки, охотники пользуются современными гарпунами и линями, спутниковой связью. Но промысел все равно остается опасным занятием для сильных и здоровых людей.

#выставка #археология #музеи Петербурга #кунсткамера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 174 (6527) от 18.09.2019 под заголовком ««Дух Вселенной» буксирует кита».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?