Сегодня исполняется 165 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова

Сегодня исполняется 165 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова | ФОТО Public Domain

ФОТО Public Domain

Как отмечал этот день сам писатель? По-разному, но чаще всего дома и обычно — пирогами. Позднее, когда заболел чахоткой, — на юге, где врачи рекомендовали ему проводить зимы. «Третьего дня, когда были мои именины, приходил Юрасов (российский консул в Ницце), принес мне пирог и букет», — это в письме из Ниццы от 19 января 1898 года. Ницца в январе — потому что уже тогда был тяжело болен туберкулезом, врачи рекомендовали проводить зиму в мягком климате. Несколько лет подряд Чехов праздновал именины в Ялте. В 1904 году отметил день рождения в Москве, где как раз состоялась премьера «Вишневого сада» на сцене МХТ.

Как мы уже сообщали, 165‑й день рождения писателя в Петербурге отмечают фестивалем «Чехов. Отражения», организованным ­Театральной библиотекой.

Наш фестиваль — это отражение времени и пространства в произведениях Чехова, отражение творческой мысли режиссеров, актеров, которые обращаются к его творчеству, отражение его драматургии в душах зрителей, — сказала на встрече с журна­листами Анас­тасия Гай, директор Театральной библиотеки.

Одно из важных событий фес­тиваля — научно-практическая конференция «Театральный мир Чехова», организованная библиотекой совместно с Александринским театром.

Обычно говорят о чеховской Москве. Петербург же в чеховской биографии связывают чаще всего с провалом «Чайки». Тем не менее именно в Петербурге Чехов заявил о себе как о писателе, связанном с корневыми традициями русской национальной культуры, — считает Александр Чепуров, заместитель художественного руководителя Александринского театра.

Он напомнил, что еще при жизни Чехова в Петербурге были поставлены все его драматические произведения. О том огромном вкладе, который внесли в российскую и мировую Чеховиану корифеи ленинградского театра Георгий Товстоногов, Лев Додин, Игорь Владимиров. По словам Чепурова, опыт современного петербургского театра по освоению творчества Чехова — бесценное наследие нашей культуры.

На конференции соберутся практики, теоретики и историки театра со всей России. В режиме онлайн пройдут встречи с зарубежными коллегами из Франции, Италии, Германии, Китая, Японии.

Никакие преграды не препятствуют изучению чеховского ­наследия. Чехов объединяет людей из разных стран своим пониманием мира и человека, — полагает Александр Чепуров.

Часть лекций пройдет в Теат­ральной библиотеке. Например, поговорят о том, как на основе документов, которые хранятся в фондах, можно реконструировать спектакли разных лет. В Александ­ринском театре состоится экскурсия с провокационным названием «Чехов. Путешествие к провалу».

Мы пройдем по зданию Александринского театра и попытаемся воссоздать события, которые произошли 17 октября 1896 года, в день, когда состоялась премьера чеховской «Чайки», — пообещал Чепуров.

Публика совершенно не поняла и не приняла спектакль. Чехову казалось, что ненависть к его пьесе сгустилась до такой плотности, что стало нечем дышать. Он полночи бродил по промозглому Петербургу, а наутро, ни с кем не простившись, уехал в Мелихово, пообещав, что, даже если проживет еще семьсот лет, не отдаст ни одной пьесы на театр. Обещание, к счастью, не выполнил. А провал «Чайки» вскоре обернулся триумфом.

Основная программа чеховского фестиваля — театральная. ­Участвуют 17 театров, которые покажут 22 постановки.

Сейчас в нашем театре идет несколько спектаклей по пьесам Чехова, — рассказал директор Театра им. Ленсовета Валерий Градковский. — Если хотите погрузиться в атмосферу Чехова, приходите к нам.

Одна из последних премьер — спектакль Анджея Бубеня «Чехов. Хочется жить», созданный по нескольким рассказам писателя (16+).

Пожалуй, самый необычный спектакль фестиваля покажет… музей. 1, 8 и 15 февраля в Военно-медицинском музее состоится представление «Доктор А. П. Чехов» (12+).

Антон Павлович Чехов — наш человек, врач в первую очередь, — говорит Анатолий Будко, директор Военно-медицинского музея.

На программке музейного спектакля воспроизведена табличка с надписью «А. П. Чехов», которую в 1884 году молодой врач прикрепил к двери. Чехов врачевал тело, а впоследствии, став писателем, — душу человека.

Его путь в медицину, обучение, работа, общение с коллегами, отражение врачебной деятельности в литературе, поездка на Сахалин, эпидемия холеры, болезнь и кончина — вот круг тем, на которые создатели спектакля будут говорить со зрителями.

Во время фестиваля можно будет увидеть разные версии чеховских пьес и сравнить, например, трактовки «Дяди Вани» на сценах Театра им. Андрея Миронова, МДТ, Теат­ра на Садовой и Театра им. В. Ф. Комиссаржевской. Или «Трех сес­тер» в постановке Учебного театра на Моховой, Небольшого драматического театра и театра «Суббота». В «Субботе» спектакль по этой пьесе, поставленный Татьяной Ворониной, называется «Реникса» (16+). Премьера совсем свежая, она состоялась в декабре прошлого года.

Среди недавних премьер по «Сес­трам», не вошедшим в программу фестиваля, стоит упомянуть спектакль Петра Шерешевского «Три» (18+). Премьера прошла осенью минувшего года на сцене Камерного театра Малыщицкого. Действие происходит в недавние времена всемирной хвори — с 20 мая 2021 года до встречи нового, 2022‑го. Место действия — коммунальная квартира. Слуг, понятное дело, нет, господа все в Париже, а гости, собравшиеся отметить день рождения Ирины, ждут пиццу, которую должен привезти курьер… Зачем это осовременивание? Чтобы приблизить чеховских героев к нам сегодняшним. А мы, оказывается, не так уж изменились.

Чехова, как показывает театральная жизнь, можно и петь, и танцевать. Недавно на сцене детского музыкального театра «Зазеркалье» Александр Петров поставил оперу Игоря Рогалева «Чехов. В рождест­венскую ночь» (12+). В основе либ­ретто — рассказы Чехова «Ванька» и «Мальчики». Сверхсюжет — путь становления человеческой души.

Из петербургской балетной Чеховианы назовем спектакль Бориса Эйфмана «Чайка. Балетная история», премьера которого прошла два года назад (12+). И балет «Анюта» в хореографии Владимира Василь­ева на музыку Валерия Гаврилина, показанный впервые на Исторической сцене Мариинского театра чуть больше года назад (12+). Изначально балет был создан не для сцены, а для телевидения, и многие помнят прекрасную постановку Александра Белинского с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым.

Почему Чехов и его пьесы не устаревают? Почему он остается во всем мире самым популярным драматургом наряду с Шекспиром? Вариантов ответа много. Назовем лишь один. Может быть, потому, что от человека по‑прежнему требуется иногда все мужество, чтобы жить, просто жить, сохраняя достоинство среди будней, рутины, неудач? Жить, когда Москва (или другой город, который кажется вам землей обетованной) так и остается недосягаемой мечтой. Когда болит голова, и молодость прошла, и нет любви, и вообще: «Пропала жизнь!». Да, трудно. Ну а какая у нас альтернатива?

Вспомним строки из монолога Тузенбаха в «Трех сестрах»: «И через тысячу лет человек будет так же вздыхать: «ах, тяжко жить!» — и вместе с тем точно так же, как теперь, он будет бояться и не хотеть смерти».

Читайте также:

«Симон Бокканегра» в Королевском: 27 января завершились гастроли Мариинского театра на Ближнем Востоке

В Северной столице открылся большой фестиваль длиной в год «Приношение Елене Образцовой»


#фестиваль #культура #Антон Чехов

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 14 (7836) от 29.01.2025 под заголовком «Чехов отражается в наших душах».


Комментарии