Счастье от ума. Народному артисту России Владимиру Рецептеру – 85
Сегодня исполняется 85 лет народному артисту России Владимиру Рецептеру.
ФОТО Алексея ФИЛИППОВА/ТАСС
В Большой драматический театр артиста Рецептера пригласил режиссер Товстоногов, увидевший его в Ташкенте в роли Гамлета. Редкое везение! Принц Датский стал для артиста родным и вот уже лет этак шестьдесят не отпускает из своих братских объятий.
Владимир Рецептер так о нем и пишет:
«Быть или не быть» -
решало время.
И опять. И снова. До сих пор...
За эти десятилетия были и стихи, и книги, и беседы с великими (поэтами, артистами, режиссерами), и спектакли - свои и учеников. Однако сродство с героями Шекспира не помешало Рецептеру найти и другую жизненную и творческую опору - Пушкина.
Никого не удивило, что, покинув труппу БДТ, артист пустился в свободное плавание и создал единственный в своем роде Пушкинский театральный центр. Там он постепенно освободился от актерских амбиций, передав пыл своих увлечений студентам, под его руководством превращавшимся в зрелых мастеров.
В парадный зал Дома Кочневой, где прописался Дом Пушкина (ныне - театр «Пушкинская школа»), пробираются и шекспировские герои, и гоголевские, и лермонтовские, но царили и царят все же Борис Годунов, Моцарт и Сальери, Русалка, Барышня-крестьянка и Царь Додон.
Репертуару, который сложился в скромном (однако федерального значения) театре, может позавидовать любой академический. Да и не только репертуару, а прежде всего бережному отношению к словам и мыслям классиков. За это, наверное, и ценит строгая петербургская (а также - псковская, московская и т. д.) публика эти спектакли. Им уже тесно в доме на Фонтанке, они уже время от времени «гастролируют» на другом берегу - во Дворце Белосельских-Белозерских. Но, конечно, мечтают иметь свои репетиционные помещения, свою сцену... Впрочем, «квартирный вопрос» донимает не только ценителей Пушкина, крики SOS вырываются из недр десятков бездомных, но перспективных трупп... Чем тут поможешь?
Владимир Рецептер помогает ученикам, не только передавая мастерство из рук в руки. И личным примером помогает, не ограничиваясь режиссурой и педагогикой. В энциклопедиях о нем сказано: «поэт, прозаик, пушкинист». Так что свою школу он подпитывает еще и теоретически. За последние полгода выпустил книгу «А. С. Пушкин. Театр», которая мгновенно разлетелась по всей России, и опубликовал в журнале «Знамя» роман «Смерть Сенеки, или Пушкинский центр». Думаю, не только ученики прочтут это сочинение.
Не выпуская из поля зрения свое детище, писатель снова и снова возвращается в Большой драматический театр, в круг друзей и оппонентов, к любимым ролям, среди которых были сыгранные (Чацкий, Петр Бессеменов) и несыгранные (принц Гарри, философ Сенека), вспоминает пушкинистов, писателей и чиновников. Роман населен десятками людей знакомых и незнакомых, великих и обыкновенных. Увы, слишком часто автору приходится говорить о них в прошедшем времени. К счастью, он вспоминает о них с благодарностью, не скупясь на добрые чувства.
Полемику Рецептер тоже длит, невзирая на отсутствие оппонентов на этом свете. Кажется, что споры с Товстоноговым никогда не прервутся и не завершатся. Мастер, конечно, ревновал артиста Рецептера и к Шекспиру, и к режиссуре. Его - так же как и Сергея Юрского. Но все-таки хорошо иметь в соперниках великого режиссера, это подстегивает творческую энергию.
В БДТ считали, что артист Рецептер «для артиста слишком умный». Опыт показывает, что горя от ума не случилось. Интеллект и в этой профессии иной раз идет на пользу. Особенно, если артист переходит на роли поэта и писателя. И пишет в своем романе: «Чего же сегодня ищу я?.. Другого человека... Пушкинский человек - другой породы и другой природы. Он - глубже нас... Приходи, приходи на спектакли, друг-читатель. Приходи к нам. Стань зрителем. Настоящих зрителей мало, меньше, чем читателей, но они есть, и они чуют пушкинскую перспективу...»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 027 (6625) от 14.02.2020 под заголовком «Счастье от ума».
Комментарии