С «Комик-трестом» на трезвую голову

Маленький петербургский театр, чьи истоки ведут к «Лицедеям», сыграл премьеру спектакля «Трезвые» в цирке «Упсала».

С «Комик-трестом» на трезвую голову | Иллюстрация Fer-Gregory/shutterstock.com

Иллюстрация Fer-Gregory/shutterstock.com

Найти шапито, о котором многие слышали, но посещали далеко не все, можно действительно только на трезвую голову. Он расположился ныне в центре квартала, где в позапрошлом веке был бальнеологический курорт Полюстрово, позади дачи Кушелева-Безбородко. Дом, построенный зодчими Кваренги и Львовым, знаменит оградой, состоящей из 29 львов. Прогрессивный «Комик-трест» зверей не мучает, на арене только люди. В прежние времена здесь лечили водами, ныне - смехом.

Наталья Фиссон и ее товарищи по искусству устроили в цирке настоящий цирк - с разнообразием жанров, клоунами, фокусниками, акробатами, парадом-алле и прочими атрибутами любимого народом зрелища. Конечно, «Комик-трест» даже здесь все норовит вывернуть наизнанку, чушь у него по-прежнему во фраке, цилиндре и вверх ногами.

Вместо шпрехшталмейстера в спектакле - диджей Андрей Ургант, он общается с публикой, артистами и радиослушателями, умиляясь новому для себя формату: «В эфире программа «Трезвый (ха-ха) вечер с Андреем Ургантом». На новые роли приглашены и старинные друзья театра - знаменитый митек Дмитрий Шагин и рок-музыкант Олег Гаркуша. Они превратились в коверных: сидят у ковра, попивают водичку (не водочку! Упаси боже!) и «заполняют перерыв». Выступают с воспоминаниями, повествуя об анамнезе, о былых нетрезвых подвигах, о том, как допивались до чертиков и как завязали. Грустные и веселые страницы их исповедей вполне годятся как для антиалкогольных плакатов, так и для научных трактатов на заявленную тему. Так бы оно в другом контексте и выглядело, но «Комик-трест» начеку - он не дает ходу морализаторству, то и дело сгоняя «коверных» со сцены.

У театра - свои отрезвляющие методы.

Одна из первых в программе пантомим - «Девушка-смерть». В главной роли, натурально, Наталья Фиссон. В воздушном свадебном платье, седом косматом парике, фате. В руках традиционное орудие труда - коса. Героиня обворожительна, притягательна, «женихов» ловит на удочку... но косит - насмерть. Публика вроде трезвая, но в глазах у нас двоится-троится и т. д. Вскоре на сцене уже целый ансамбль невест (а после - и обитательниц роддома). Косы в их руках то в заячьи ушки превращаются, то в крылья чаек, то в ангельские крылышки, то иллюстрируют образное выражение «склеил ласты»... От этого - не всегда смешного - сюра порой мороз по коже.

Верной спутнице алкоголиков - белой горячке - в спектакле посвящен целый ряд антре. Здесь солирует Игорь Сладкевич, ветеран «Комик-треста», прекрасно знакомый с предметом художественного анализа. Как у всех участников спектакля, у него множество ролей, но главный образ - неугомонного алкаша, которого и Смерть не с первой попытки косит. Словно Ванька-Встанька, он оживает и вновь устремляется в погоню за заветной бутылочкой. А вот роль искусителя отдана Илье Старосельскому, чьи фокусы неизменно сводятся все к тому же предмету либо к последствиям злоупотребления. В любом случае - голая агитация чужда артистам. Для них главное - искусство. Так, скажем, Татьяна Пестова представила публике свое видение «Любительницы абсента» - акробатический номер на канате, когда не знаешь, от чего ахать: от сходства с оригиналом или от мастерства, в прямом и переносном смысле высокого.

Из другой, нашей, эпохи персонаж Натальи Фиссон: дама в вечернем туалете, отдыхающая в дворницкой тачке. Все попытки лица восточной национальности (его играет опять же Сладкевич, весьма органичный и в трезвой ипостаси) освободить орудие своего труда от пьяной в стельку дамочки - бесплодны. Извиваясь всем телом, балансируя, сворачиваясь клубочком (в цирке это называется «каучук»), чередуя батманы со шпагатами, мадам будто прилипла к тачке и на землю спускаться не желает. Чем покоряет сердце дворника и зрительские сердца...

Женское видение темы широко представлено в спектакле, который поставлен тоже женщиной - Марией Критской. Впрочем, и ракурсов, и примеров этой неиссякаемой материи так много, что над спектаклем можно работать вечно. И специалистов можно привлекать - массу. Тот же Олег Гаркуша, прирожденный клоун-эксцентрик, наверное, в танце мог бы не меньше рассказать о пьяных и трезвых, чем в разговорном жанре...

Но жизнь спектакля только начинается. Неизвестно даже, где его покажут в следующий раз. «Комик-трест» вроде обзавелся своей собственной сценой, на Васильевском, но для столь масштабного - и по тематике, и по размаху - зрелища, как «Трезвые», его королевство маловато.

#«Комик-трест» #шапито #трезвость

Комментарии