С Джотто на мотоцикле. В музее «Эрарта» открылась выставка «Горел асфальт»

Это первый показ в Петербурге для широкой публики так называемых кастомных мотоциклов. Все они созданы в России, в том числе несколько — только из отечественных комплектующих.

С Джотто на мотоцикле. В музее «Эрарта» открылась выставка «Горел асфальт» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Понятию «кастомный» (сделанный на заказ, индивидуальный) автомобиль или мотоцикл около ста лет. Так принято называть средства передвижения, которые модифицируются из серийных образцов или собираются с добавлением специально изготовленных деталей. Получается изделие с единственным и неповторимым обликом. В России мода на кастомные мотоциклы возникла в самом начале ХХI века, она связана с развитием байкерских сообществ. Хотя первые подобные мотоциклы появились в конце 1950‑х годов из переделанных серийных М-72. Позднее умельцы, насмотревшись зарубежных боевиков, преображали свои «Ижи» и «Явы». Сейчас кастомные мотоциклы создают специализированные дизайнерские бюро и мастерские.

На выставке показан 21 мотоцикл из российских частных и корпоративных собраний. Многие побеждали в спортивных соревнованиях в своих классах, то есть они не только на ходу, но и ездят быстро. На создание такого мотоцикла может потребоваться несколько лет. Виталию Селюкову, автору мотоцикла «Химера», понадобилось четыре года, чтобы не повторять запатентованные узлы и использовать наработки русского изобретателя Петра Шиловского (1871 – 1957).

При создании мотоцикла Bombastic («Помпезный») его автор Михаил Антонов руководствовался девизом: «Комфорт — ничто, стиль — это все». В другой машине он следовал принципу «скрестить паровоз с Эйфелевой башней». В дело пошли двутавровая балка, труба от дымохода, два огнетушителя. Вишенкой на торте стал аквариум с живыми рыбками.

Мотоцикл одной из мастерских назван «Язычество»: при его создании не применялись современные станки с программным обеспечением. Зато некоторые детали выполнены методом холодной ковки из листового дюралюминия толщиной 2 см. Это адская по трудозатратам работа. Два мотоцикла посвящены великим художникам Возрождения: Джотто и Себастьяно дель Пьомбо. Авторы предлагают публике оценить, насколько они попали в образы.

Выставку завершают эскизы кастомных мотоциклов, созданные дизайнером Михаилом Смоляновым. Он придумал несколько моделей от ретрофутуристических до хайтековских. В одном использован образ лент, которые развеваются на ветру, в другом — «Черная вдова» — детали из бронзы. Эскиз прозрачного мотоцикла Glass («Стекло») предполагает минимальное использование металлических деталей. «Слишком просто выглядит и слишком сложен в реализации. Я не уверен, что его можно изготовить в таком виде даже сейчас», — сообщил дизайнер.

Выставка работает по 28 января 2024 года.


#выставка #музей #мотоциклы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (7518) от 09.10.2023 под заголовком «С Джотто на мотоцикле».


Комментарии