Русский музей воссоздаст исторический облик сада Строгановского дворца

Русский музей объявил о начале нового масштабного проекта — воссоздании исторического облика сада Строгановского дворца.

Русский музей воссоздаст исторический облик сада Строгановского дворца | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Возможно, на территории внутреннего двора дворца на Невском проспекте уже в 1793 году был сад, который разбил А. Воронихин. Но на планах первой половины XIX века он не обозначен. Датой возникновения сада принято считать 1908 год, когда последний владелец дворца граф Сергей Александрович Строганов подал в городскую управу ходатайство о ликвидации дачи на Черной речке. Часть садовых скульптур оттуда была перевезена во внутренний двор дома на Невском, где, по‑видимому, уже располагался небольшой сад с фонтаном. На его месте был устроен «сад-воспоминание», который носил романтический и ностальгический характер, имел собственный неповторимый образ, отличный от других садов, возникавших в конце XIX — начале XX века на месте парадных дворов.

В планах музея — восстановление сада на начало XX века. Научные сотрудники подбирают материалы, которые станут основой для разработки проекта. В саду у Строгановых были цветники, регулярно подстриженные деревья и скульптура, без которой невозможно воссоздать прежнюю романтическую атмосферу.

До сегодняшнего дня в музее сохранилось пять подлинных произведений, перемещенных с бывшей дачи Строгановых. Самая старая по возрасту статуя — Нептун, она создана итальянским мастером в конце XVII века. Флора — копия античной скульптуры, так называемой Флоры Фарнезской, чуть моложе, она датируется XVIII столетием. Маскарон — фрагмент моста, находившегося некогда на Строгановской даче, относится к началу XIX века. Вероятно, тогда же были созданы и декоративные вазы.

В прошлом году Нептуна и Флору демонтировали и перенесли под крышу дворца. Скульптурам из каррарского мрамора более трех веков. Они стояли в нашем климате под открытым небом. Переезд с дачи в центр города не прошел бесследно. Древнеримскую богиню цветов и юности разлучили со спутником — Геркулесом, это была сложившаяся пара. Нептун, скорее всего при перевозке, потерял руку. На статуях есть следы предыдущих реставраций. Загрязнения, в том числе биологические, глубоко проникли в мрамор.

Много времени заняло обследование скульптур, фотофиксация, согласование мероприятий по реставрации: очистке поверхности, консервации камня и восполнению утраченных фрагментов.

Пока идет первый этап реставрации — расчистка камня от биопоражений и загрязнений, это примерно пятая часть всего, что предстоит сделать. Применяются компрессы в несколько этапов, затем смывка водой.

Вблизи скульптуры прекрасны даже в их нынешнем состоянии. Есть предположение, что Нептун — часть большого заказа для Летнего сада. Мрамор, из которого созданы статуи, разный. У Нептуна он плотный, у Флоры более рыхлый, поэтому она пострадала больше: отсутствует фрагмент носа, губы.

Расчистка — долгий трудоемкий процесс, потом скульптура ка­кое‑то время должна отдохнуть, прежде чем реставраторы приступят к укреплению камня и восполнению утрат. Есть возможность восполнить их более деликатно, чем это было сделано при предыдущей реставрации, из искусственного камня и на обратимом материале. Предполагается, что реставрация памятников завершится летом.

В дальнейшем, когда будет воссоздан сад Строгановского дворца, там встанут копии Флоры и Нептуна из искусственного камня, как это было со скульптурами Летнего сада. Оригиналы разместят в дворцовых интерьерах, чтобы на долгое время сохранить итальянские памятники из числа самых старых в нашем городе.

#Русский музей #сад #воссоздание #Строгановский дворец

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 147 (7230) от 11.08.2022 под заголовком «Нептун и Флора покинули сад».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?