Школьный Музей Арктики показал точную копию судового колокола с барка «Седов»
Звук рынды в школьном коридоре услышишь нечасто. А в 336‑й это вполне обычное дело. Экспонат школьного Музея Арктики представляет собой точную копию судового колокола с барка «Седов», совершившего кругосветное путешествие, а несколько лет назад участвовавшего в Антарктической экспедиции. Бить в этот колокол — почетная привилегия. Ею удостаивают лучших учеников и самых дорогих гостей.

ФОТО автора
Звучал его медный голос и нынче, когда в школе (она и расположена на улице Седова!) отмечали полувековой юбилей музея и представили обновленную экспозицию. Естественно, вспоминали и том, с чего все начиналось.
— Поначалу, еще в 1960‑х годах, существовала просто школьная выставка, затем появился клуб «Арктика», друзьями которого стали участники дрейфующих станций «Северный полюс» во главе с Артуром Чилингаровым, — рассказала педагог Елена Афанасьева.
Она много лет возглавляла школьный музей, а недавно уступила свой пост Фаине Кушнир, приехавшей в Петербург из Норильска, где со школьниками и студентами она организовывала экспедиции на побережье Карского моря.
— К полувековому юбилею музея мы полностью преобразовали музейное пространство. Цвет стен символизирует серое небо Арктики, под ногами — светлая палуба. Наш капитанский мостик — это раздел, посвященный Георгию Седову. А путь по экспозиции — своего рода дорога к Северному полюсу, — говорит Фаина Кушнир.
Прежние экспонаты остались на своих местах. Здесь особенно гордятся моделью шхуны «Святой мученик Фока»: именно на этом корабле Седов ушел в свою последнюю экспедицию. У модели — своя примечательная история: ее изготовили соловецкие юнги во время Великой Отечественной войны, в 1943‑м.
За последние полгода появилось и много новых экспонатов. Например, предметы, найденные на месте стоянки экспедиции Руаля Амундсена на Таймыре. Их предоставил музею коллекционер-геолог Михаил Шнейдер. Дно маленького бочонка от мясных консервов для собак, на котором видна надпись «1902 Чикаго». Металлические цепи — ими привязывали ездовых собак к повозкам…
Но, пожалуй, самое главное — то, что музей нынче, как и десятки лет назад, служит местом притяжения. Здесь можно проявить себя в качестве и экскурсовода, и дизайнера, и исследователя, и реставратора, и даже конструктора. К примеру, учащиеся начальных классов под руководством давнего друга музея ветерана Балтийского флота Михаила Вяхирева создали макет поморского парусного суда — коча…
К обновленной экспозиции приурочили и выставку, посвященную Евгению Борисову — участнику 25‑й Антарктической экспедиции, проходившей в 1979 – 1981 годах. Почти двадцать лет он трудился в полярных экспедициях. Был инженером-водителем, механиком, обслуживал транспортную технику на полевых геологических базах в Антарктиде, участвовал в морских походах в Мировом океане.
Почему героем выставки стал именно этот человек легко объяснимо: в школе учится его внук, который еще и водит экскурсии по музею.
— Меня назвали в честь деда, — говорит он. — Он ушел из жизни достаточно рано, а родители мне мало что про него рассказывали. Поэтому я иногда пытаюсь представить: смог бы я столько лет своей жизни отдать безлюдному суровому краю? Мечтаю быть похожим на него не только именем….
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 46 (7375) от 16.03.2023 под заголовком «Мой дед — полярник».
Материалы рубрики
В Петербурге работает выставка «Два конкурса. Образ А. С. Пушкина в монументальном искусстве»
Вкус петровской эпохи: Екатериновка - прорыв ресторанного дела
В Чувашии пройдет фестиваль «Вышитая Россия»
Вернисаж: выставки в Петербурге с 25 марта
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии