Рука Кампаны. Шедевры Лувра из собрания французского коллекционера представили в Эрмитаже
Эрмитаж и Лувр осуществили совместный масштабный проект. Просторный Манеж Малого Эрмитажа вместил больше четырех сотен экспонатов из собраний двух крупнейших музеев мира.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
В названии выставки «Мечта об Италии» есть уточняющая фраза - «Коллекция маркиза Кампаны». Судьба одной из самых известных коллекций XIX века и ее собирателя привлекает исследователей. Неплохой сюжет для фильма.
Джованни Пьетро Кампана родился в дворянской семье, имевшей вес в римском обществе, получил хорошее образование, молодым вступил в должность директора Ватиканской ссудной кассы, женился на женщине, которую прочили в супруги будущему императору Франции Наполеону III.
Он был человеком талантливым, увлекался археологией и коллекционированием, сумел собрать великолепную, разнообразную по составу коллекцию. Ему хотелось, чтобы она представляла итальянское искусство от древности до современности, демонстрировала его эволюцию.
Музей виллы маркиза включали в путеводители по Риму как обязательную для посещения достопримечательность. Журнал с автографами побывавших там высоких гостей изобилует восторженными отзывами и письмами с запросом побывать в этом необыкновенном месте.
В какой-то момент финансовое положение Кампаны пошатнулось, он влез в долги, был вынужден искать потенциальных покупателей коллекции. Известно, что одно из первых писем он отправил в Эрмитаж, ответа не поступило. Неудачной оказалась и попытка продать собрание барону Ротшильду. Маркиза арестовали за растрату государственных средств, приговорили к двадцати годам заключения, затем тюремный срок заменили вечным изгнанием.
Коллекция была конфискована в пользу государства и выставлена на аукцион. Александр II купил для Эрмитажа: «565 ваз, 139 бронз, одно ювелирное изделие, 77 мраморов» и фрески Рафаэля. Значительную часть собрания приобрел Наполеон III, она оказалась в Лувре. Что-то попало в британские музеи, остальное рассеялось по частным коллекциям. Только собрание монет осталось в Риме.
Нынешняя выставка объединила шедевры, которые находились в разных музеях 160 лет. Как говорят организаторы, первый показ коллекции состоялся в Лувре, состав там был несколько иным.
- Мы попытались показать самые яркие части собрания Кампаны, - рассказывает сотрудник отдела «Античный мир» Эрмитажа Елена Дмитриева. - Вещи Эрмитажа и Лувра представлены вместе, следуя логике каталогов. Эти каталоги не имеют официального автора. Они были составлены по указанию самого собирателя при помощи его друзей, когда владелец коллекции уже был в тюрьме. Есть предположение, что раздел ювелирных изделий подготовлен его другом Аугусто Кастеллани - знаменитым римским ювелиром. Он был знаком с коллекцией и даже вдохновлялся ее вещами, создавая собственные.
Вводная часть выставки представляет Кампану - археолога и коллекционера. Здесь артефакты, найденные им во время раскопок, демонстрирующие источники пополнения его собрания древностей.
В числе эрмитажных шедевров знаменитая «Царица ваз», бюст Антиноя, крышка погребальной урны в виде возлежащего бронзового юноши, статуя Афродиты с Эротом, а также камея - единственная из всех ювелирных изделий собрания Кампаны, приобретенная для Эрмитажа.
Из Франции прибыл знаменитый этрусский саркофаг супругов, впервые покинувший Лувр, ювелирные украшения, фрески, живопись Паоло Венециано, Тадео Гади...
Какое-то представление о том, как выглядел музей Кампаны, дает реконструкция по историческим фотографиям одного из его залов: пять античных статуй с бюстом Антиноя в центре.
Подготовка масштабного проекта не обошлась без научных открытий. Внимание посетителей привлекает огромная бронзовая рука в центре Малого Манежа. Это часть колоссальной бронзовой статуи XII века. Рука хранится в Капитолийских музеях в Риме. В Лувре находился указательный палец, о котором не было сведений, в том числе и о том, как он оказался в коллекции Кампаны. В процессе подготовки выставки музейщики Лувра и Капитолийских музеев обнаружили, что хранят части целого, и представили на выставке в Эрмитаже.
Впервые демонстрируется акварель, на которой изображен сад виллы Кампана со скульптурой. До сих пор этот вид был известен только по фотографиям. Сама вилла не сохранилась, в XIX веке она была перестроена. Акварель сделана в 1852 году.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 132 (6485) от 22.07.2019 под заголовком «Рука Кампаны».
Комментарии