Рука Кампаны. Шедевры Лувра из собрания французского коллекционера представили в Эрмитаже

Эрмитаж и Лувр осуществили совместный масштабный проект. Просторный Манеж Малого Эрмитажа вместил больше четырех сотен экспонатов из собраний двух крупнейших музеев мира.

Рука Кампаны. Шедевры Лувра из собрания французского коллекционера представили в Эрмитаже | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В названии выставки «Мечта об Италии» есть уточняющая фраза - «Коллекция маркиза Кампаны». Судьба одной из самых известных коллекций XIX века и ее собирателя привлекает исследователей. Неплохой сюжет для фильма.

Джованни Пьетро Кампана родился в дворянской семье, имевшей вес в римском обществе, получил хорошее образование, молодым вступил в должность директора Ватиканской ссудной кассы, женился на женщине, которую прочили в супруги будущему императору Франции Наполеону III.

Он был человеком талантливым, увлекался археологией и коллекционированием, сумел собрать великолепную, разнообразную по составу коллекцию. Ему хотелось, чтобы она представляла итальянское искусство от древности до современности, демонстрировала его эволюцию.

Музей виллы маркиза включали в путеводители по Риму как обязательную для посещения достопримечательность. Журнал с автографами побывавших там высоких гостей изобилует восторженными отзывами и письмами с запросом побывать в этом необыкновенном месте.

В какой-то момент финансовое положение Кампаны пошатнулось, он влез в долги, был вынужден искать потенциальных покупателей коллекции. Известно, что одно из первых писем он отправил в Эрмитаж, ответа не поступило. Неудачной оказалась и попытка продать собрание барону Ротшильду. Маркиза арестовали за растрату государственных средств, приговорили к двадцати годам заключения, затем тюремный срок заменили вечным изгнанием.

Коллекция была конфискована в пользу государства и выставлена на аукцион. Александр II купил для Эрмитажа: «565 ваз, 139 бронз, одно ювелирное изделие, 77 мраморов» и фрески Рафаэля. Значительную часть собрания приобрел Наполеон III, она оказалась в Лувре. Что-то попало в британские музеи, остальное рассеялось по частным коллекциям. Только собрание монет осталось в Риме.

Нынешняя выставка объединила шедевры, которые находились в разных музеях 160 лет. Как говорят организаторы, первый показ коллекции состоялся в Лувре, состав там был несколько иным.

- Мы попытались показать самые яркие части собрания Кампаны, - рассказывает сотрудник отдела «Античный мир» Эрмитажа Елена Дмитриева. - Вещи Эрмитажа и Лувра представлены вместе, следуя логике каталогов. Эти каталоги не имеют официального автора. Они были составлены по указанию самого собирателя при помощи его друзей, когда владелец коллекции уже был в тюрьме. Есть предположение, что раздел ювелирных изделий подготовлен его другом Аугусто Кастеллани - знаменитым римским ювелиром. Он был знаком с коллекцией и даже вдохновлялся ее вещами, создавая собственные.

Вводная часть выставки представляет Кампану - археолога и коллекционера. Здесь артефакты, найденные им во время раскопок, демонстрирующие источники пополнения его собрания древностей.

В числе эрмитажных шедевров знаменитая «Царица ваз», бюст Антиноя, крышка погребальной урны в виде возлежащего бронзового юноши, статуя Афродиты с Эротом, а также камея - единственная из всех ювелирных изделий собрания Кампаны, приобретенная для Эрмитажа.

Из Франции прибыл знаменитый этрусский саркофаг супругов, впервые покинувший Лувр, ювелирные украшения, фрески, живопись Паоло Венециано, Тадео Гади...

Какое-то представление о том, как выглядел музей Кампаны, дает реконструкция по историческим фотографиям одного из его залов: пять античных статуй с бюстом Антиноя в центре.

Подготовка масштабного проекта не обошлась без научных открытий. Внимание посетителей привлекает огромная бронзовая рука в центре Малого Манежа. Это часть колоссальной бронзовой статуи XII века. Рука хранится в Капитолийских музеях в Риме. В Лувре находился указательный палец, о котором не было сведений, в том числе и о том, как он оказался в коллекции Кампаны. В процессе подготовки выставки музейщики Лувра и Капитолийских музеев обнаружили, что хранят части целого, и представили на выставке в Эрмитаже.

Впервые демонстрируется акварель, на которой изображен сад виллы Кампана со скульптурой. До сих пор этот вид был известен только по фотографиям. Сама вилла не сохранилась, в XIX веке она была перестроена. Акварель сделана в 1852 году.

#выставка #Эрмитаж #Лувр #музей #музеи Петербурга

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 132 (6485) от 22.07.2019 под заголовком «Рука Кампаны».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?