Роза от Кирова. Что проходит через руки реставраторов Музея истории Петербурга?

В Петропавловской крепости открылась выставка «Реставрация. За закрытыми дверями» (6+), на ней представлен 51 предмет из богатейшего (около 1,3 млн единиц хранения) собрания Музея истории Петербурга. Впервые за много лет проект целиком посвящен кропотливой работе реставраторов этого музея. Хотя всем понятно, что каждый предмет, прежде чем попасть на любую выставку, проходит через их руки.

Роза от Кирова. Что проходит через руки реставраторов Музея истории Петербурга? | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Оформлением выставки в залах Невской куртины занимался Юрий Сучков, дизайнер и теат­ральный художник. С задачей он, на мой взгляд, справился удачно, особенно если учесть, с каким разнородным материалом пришлось работать, — картины, мебель, керамика, киноплакаты… Эмоциональный Сучков, однако, не стал на открытии выставки ничего говорить про свою работу. Он заметил лишь: «Искусственный интеллект вытеснит человека из многих профессий. Из выставочного дизайна — в том числе. Но он никогда не сможет заменить душу и руку реставратора».

Эти слова можно считать девизом проекта, который приоткрывает для публики двери реставрационных мастерских. Как сообщила Виктория Коппель, главный хранитель музея, реставрационные мастерские были созданы в 1979 году по инициативе легендарного директора Людмилы Беловой. Сейчас в них работают 14 специалистов, некоторые — более тридцати лет. «В учебных заведениях учат азам профессии, настоящими реставраторами становятся, только приобретя многолетний опыт», — добавляет Коппель.

Впервые в практике Музея истории Петербурга куратором выставки стала художник-реставратор. Дарья Черепанова специализируется на графике. Рисунки и оттиски обычно делаются на бумаге, материале хрупком и нежном. Реставраторы научились промывать его водой, а для восполнения утрат вручную создавать фрагменты бумаги, максимально приближенной к оригиналу. Впрочем, это в редких случаях. Главный принцип реставраторов — предмет должен сохранить следы своего многолетнего бытования.

Реставрация4_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Выставка построена как визит в семь мастерских — реставраторов живописи, графики, мебели, скульптуры, фарфора, металла, ткани. Предметы сопровождаются показом их фотографий до, после и во время реставрации. Стенды с текстами и видео демонстрируют исследования и саму работу мастеров. В нескольких случаях сами предметы буквально взяты со столов ­реставраторов, работа с ними будет продолжена после закрытия выставки. Куратор рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям», что год назад, в самом начале подготовки проекта, она спросила коллег, что самое интересное и важное было в их работе за последнее время. Предметы, которые они назвали, и стали основой выставки. Дарья показала нам некоторые…

Картина Николая Богданова-Бельского «Портрет дамы в черной шляпе» (1902) поступила в музей около тридцати лет назад в очень плохом состоянии — с загрязнениями, а также сильными повреждениями холста и осыпаниями красочного слоя. Работы с «Дамой» ведут художники-реставраторы Галина Эндер и Надежда Белякова. Небольшой фрагмент полотна оставлен без тонировок, чтобы зрители могли представить, как выглядела картина до реставрации. Уже после выставки эта работа будет завершена.

В 1932 году Игорь Крестовский, известный советский скульптор, создал гипсовую модель статуи «Муза Терпсихора» для фасада здания Александринского теат­ра. Художник-реставратор Алексей Коларьков буквально собрал модель из множества фрагментов. Игорь Перцев проделал аналогичную работу с майоликовой вазой первой половины XIX века. Ваза украшена изображениями «Создание женщины» и «Грехопадение», у нее сложные ручки в виде четырех извивающихся змей.

Борис Павлов и Борис Реб­ров вернули первоначальный вид мемориальному предмету. Это бронзовая фигура Христа, украшавшая надгробие Ивана Скобелева (1778 – 1849), героя Оте­чественной войны 1812 года, коменданта Петропавловской крепости. Много лет назад фигура была грубо срезана и повреж­дена, теперь она отреставрирована в максимальном приближении к первоначальному виду, включая патинирование.

К раритетам печатной графики относится румынский киноплакат советского фильма. На нем крупная надпись «Полтава». Судя по изображению актера Николая Симонова и указанию Владимира Петрова как режиссера, речь идет о кинокартине «Петр Первый». Вероятно, с другим названием тамошнему зрителю становилось понятнее, о чем идет речь. Художник-реставратор Диана Кашина возродила плакат, когда‑то грубо наклеенный на газетный лист.

Реставрация6_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Александр Никольский, известный ленинградский архитектор, автор проекта Стадиона им. С. М. Кирова, в частной жизни увлекался детской книжной иллюстрацией. Анна Киселева отреставрировала дивный рисунок «Глупый грязный Дритятя», в мебельном разделе выставки показано кресло XIX века в разрезе. Там девять слоев: от шумоизоляции пружин до чистовой обивки. Трава и морские водоросли обязательны. Реставраторы мебели Владислав Ананьев и Сергей Севостьянов приводят в порядок диван и два кресла орехового дерева, созданные в начала ХХ века в стиле неоампир с подлокотниками в виде позолоченных грифонов. Фотографии показывают, в каком состоянии они находились прежде. Кресла отреставрированы, работа с диваном завершится после выставки.

Реставрация1_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Можно рассказывать о каждом предмете. Интересуемся у Черепановой ее собственными работами. Она подводит к витрине с тремя детскими рисунками, которые датируются 1900 годом и сделаны Сергеем Костриковым, более известным под фамилией Киров. «Ветка розы» полностью отреставрирована. «Дом на берегу озера» — пока в работе, проведена промывка. Вся реставрация «Ветки с каштанами» еще впереди.

За полчаса до вернисажа нам показали работу реставраторов вживую. Перцев восстанавливает вазу, парную представленной на выставке, она имеет такую же сложную форму, только сюжет росписи иной — «Изгнание из рая». Галина Эндер недавно приступила к реставрации двух скрученных в рулончик картин Вячеслава Пакулина. Разворачивать их надо постепенно, сразу приклеивая отслоившиеся чешуйки краски. На обратной стороне одного холста читается «Блокада, октябрь 1943 года».

Реставрация5_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Илья Бочаров, реставратор дерева, колдует над футляром с инкрустированной крышкой музыкальной шкатулки Fortuna, ­которая была изготовлена в начале ХХ века известной петербургской фирмой «Циммерман». Все эти работы займут месяцы. Мы пожелали реставраторам долголетия.

Выставка работает по 1 декабря.

Читайте также:

В Музее Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти — едва ли не вся история ­хозяйственного права России

Звезда по имени Цой. В «Севкабеле» открылась выставка «Виктор Цой. Легенда»


#Музей истории Петербурга #выставка #реставраторы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 205 (7781) от 29.10.2024 под заголовком «Роза от Кирова».


Комментарии