2Vtzqv4Hz9U

Российский анимационный фильм «БоксБалет» стал претендентом на «Оскар»

Российский короткометражный анимационный фильм «БоксБалет» вошел в список претендентов на премию «Оскар». Церемония состоится 27 марта. Обозреватель «Санкт-Петербургских ведомостей» Вадим МИХАЙЛОВ расспросил режиссера-мультипликатора Антона ДЬЯКОВА, автора этого 12‑минутного фильма, о кино, о премиях, о жизни.

Российский анимационный фильм «БоксБалет» стал претендентом на «Оскар» | ФОТО кадр из фильма

ФОТО кадр из фильма

После объявления о включении «БоксБалета» в шорт-лист «Оскара» вы сказали, что для вас важнее призов мнение обычного российского зрителя…


Дьяков.jpg

— В 2020 году на фестивале в Суздале впервые показали «БоксБалет» на большом экране. После показа выбежали на сцену женщины и девушки, некоторые в слезах… Их тронул фильм, а я к такой реакции был не готов точно. Позже осознал, что это очень ценная история.

— Но и оценка профессионалов важна?

— Например, Джон Маскер, живой классик, режиссер диснеевских фильмов, прислал мне письмо, что его тронула эмоция «БоксБалета». Но и это был зрительский отзыв, а не профессиональный разбор фильма. Хотя мне грех жаловаться на отсутствие внимания профессионального сообщества.

Кто ваш зритель, как вы его себе представляете?

— Вспомню еще раз Суздаль, был там смешной случай. После показа «БоксБалета» подходит женщина, благодарит за фильм и добавляет, что ее муж передает мне привет. Поодаль стоит стеснительный мужичок, делающий вид, что разглядывает ­люстру. Выяснилось, что он  автомеханик, а в фильме есть эпизод в полсекунды, когда герой капот машины закрывает. И виден двигатель. Всегда есть соблазн у аниматора: полсекунды план, надо сделать попроще, не повторять все эти изгибы и патрубки. Что‑то «затереть, затенить». Но в кадре машина видна четко — «девятка». И во время работы над фильмом я себя убедил, пересилил и нарисовал все по‑честному. «Найдется же, наверное, человек, который знает эти вещи, — подумал я тогда. — И он сразу поймет, что я смухлевал». И такой человек, знающий этот двигатель наизусть, нашелся на первом же показе. За правду эпизода я получил «особое спасибо» от стеснительного мужичка.

Но я думаю, если бы фильм «не зашел» в этого автомеханика, не тронул его, он не обратил бы внимания на двигатель. Такие встречи для меня важны, я кидаю их себе в копилку. Это и мотивация для дальнейшей работы. Для меня они важнее оценок эстетов, которые вовлечены-вовлечены. У них свои «священные коровки».

Какие темы интересны сейчас российской аудитории?

— У меня нет ­чувства ­конъюнктуры, момента, «актуалки». Публику интересует многое, проблема в том, что ­запрос не удовлетворяется.

Не разделяю себя и зрителя, я такой же зритель. Но больше к себе прислушиваюсь, что мне интересно.

И что вам интересно?

— Сатира и гротеск — это ядро анимации. Далеко не освоенное. Анимация многими считается способом бегства от реального мира путем создания иллюзорного мира. Моя «чуйка», энергия, на которую я настроен, — все‑таки отразить бы мир, в котором мы живем. Нашу реальность, не пытаясь ее подладить под ­какие‑то идеалы. Чувствую, что зрителю требуется отражение того, что у него за окошком, за форточкой, какая реальность. Эта реальность совсем не обязательно грустная и убогая. Она вмещает в себя все. Вот это все хорошо бы хоть одним глазком…

Вы как‑то заметили, что «БоксБалет» — это посвящение вашим родителям, людям 1990‑х, хотя они не имеют никакого отношения ни к боксу, ни к балету. Тогда о чем этот фильм?

— Это фильм о цене, которую люди платят за внутреннюю правду. У всех были ожидания. У кого‑то поперло, выстрелило, у других все встало с ног на голову. Кто‑то приподнялся, кто‑то не смог ничего. Я посвятил «БоксБалет» своим родителям. Они в 1990‑х были молодыми людьми. У отца, художника, были счастливые годы, что‑то получалось. У матери, филолога, все было очень сложно.

Не утихают споры о 1990‑х как времени перелома — то было время возможностей и надежд или время кошмара и упадка? Правы и те и другие. Эти споры напоминают мне дискуссии о «Черном квадрате» Малевича. Это шедевр, который вбирает в себя все? Да. Это картинка, которую может нарисовать ребенок? Да. Это произведение вскрывает неоднозначность реальности.

Мне хотелось именно в мультфильме выйти на такое осмысление мира. Была такая амбиция.

Я видел один из кадров вашего фильма в Интернете, где на фоне балерин появляется человек, похожий на Георгия Товстоногова. Это он?

— Многие увидели в этом персонаже Товстоногова, но я не рисовал его. Точно. Мне также говорили, что этот персонаж похож на Микаэла Таривердиева. Но такой отсылки у меня тоже не было. Если бы я хотел воспроизвести конкретного персонажа, поверьте, я сделал бы это с документальной точностью.

Но когда люди говорят «он кого‑то напоминает», для меня это важно. Не столь важно, кого именно. Важно, что это еще одна ниточка к реальности, какой мы ее знаем и помним. Апелляция к памяти была важна для меня в «БоксБалете».

У вас классическое художественное образование плюс опыт работы в рекламе. Что важнее для аниматора?

— Конечно, важна набитая раскрепощенная рука. Но все важным оказалось, все идет в дело. Вот меня затащили за уши в школу танго. Я там занимался пару месяцев. Потом оказалось, что для анимации эти два месяца стали важнейшими. Когда стали делать «БоксБалет», пришлось погрузиться в тонкости танца. Мы с аниматорами разбирали видео классического балета, как танцор переносит вес тела, как он делает отвлекающие маневры. Пока не поймешь всю эту механику, анимация не будет убедительной. Мы в нее углубились, и тогда пригодился опыт занятий танго.

Сколько вы всего сняли фильмов?

— Авторских — восемь. Полный счет всех своих работ не веду.

Какой фильм, на ваш взгляд, лучший?

— Сейчас маленький сделал на семь минут. Недавно озвучили, в марте покажем в Суздале на фестивале. Называется «Горю!». Фильм про странный случай, когда человек сгорел во дворе жилого дома. Это про ужас и кошмар и, как ни странно, — похохотать.

Как это сочетается?

— Фильм я делал в ковидные странные времена. Предложение было странным. Позвонили незнакомые мне люди: «Что ты хочешь сделать? Мы дадим денег на короткий фильм». Поначалу я принял их за аферистов. Но лежал у меня маленький «борзый» сценарий, на съемки которого я никогда не получил бы финансирование. В итоге оказались милейшие ребята. Не без проблем, с перерывами, но мы этот фильм «допилили». Этот фильм, плотный по монтажу, который я сделал самостоятельно, без студий, важен для меня лично. Поэтому назову его лучшим. На озвучании подумал: «Опять ты, Дьяков, мордой отпечатался в своем фильме». И в данном случае неважно, будет ли он одобрен.

Частные деньги или господдержка — что лучше для вас?

— «БоксБалет» сделан на частные деньги, предоставленные продюсерами Сергеем Сельяновым и Александром Боярским. Фильм делался аниматорами на студийных мощностях петербургской студии «Мельница». Мне дали право делать все, что я хочу, предоставили все возможности. Без студии я бы до сих пор фильм делал.

Мне комфортнее работать на деньги частного инвестора. Ответственность для меня одинаковая: при любой поддержке стараюсь не облажаться. Но был у меня печальный опыт работы с господдержкой, когда в какой‑то момент мне сказали: «Ты разыгрался, сильно отошел от сценария». Разошлись мирно, без обид, я списал это на собственную недальновидность.

Каково, на ваш взгляд, состояние российского анимационного кино?

— В индустриальном коммерческом кино не все так плохо. Есть студии, есть интерес к стриминговым каналам у публики, которой нужен, простите за выражение, «контент». Рынок требует еще и еще. Многие кинулись на детские сериалы. Но вовсе не потому, что «все лучшее — детям».

А почему кинулись?

— Нормальный меркантильный интерес. Детские мультфильмы, детские сериалы — самый короткий путь к кошельку родителей. Несколько лет назад я был отборщиком сериального блока на одном фестивале. Тыща фильмов со всего света. Вроде персонажи разные, а не покидает ощущение однообразия. Как будто маркетинговый расчет доминирует и диктует. И везде похожий.

Но никто не сделает пиксаровский фильм лучше самой этой студии (Pixar — американская студия компьютерной анимации. — Прим. авт.). Зачем их ­повторять? Авторская анимация о другом, она о разнообразии. Сейчас работают множество художников с разным дизайном, разными техниками… Мир стоит на разнообразии. Ничего раз и навсегда не бывает.

А где можно увидеть авторское анимационное кино?

— Существуют фестивали, хотя их не так много, как хотелось бы. Но насколько они доступны широкому зрителю? Надо бы вовлекать, приучать  (извините за не очень удачные глаголы) людей смотреть альтернативные художественные поиски.

Нужны кинотеатры, где показывают лучшие анимационные фильмы?

— Наверное. Но, насколько я знаю мировой опыт, для таких фильмов широко используются возможности библиотек и музеев, в которых программы показов готовят кураторы, отслеживающие снятое за последнее время.

В Третьяковской галерее работает подобная площадка, где показывают неформатное кино. Пару лет назад я там выступал. Но для большой России требуется другой масштаб.

Может быть, тот факт, что «БоксБалет» добрался до номинации на «Оскар», привлечет внимание к нашей области, даст понимание, что у нас много интересного. Если покопаться. Фильмов много, авторов много.

Какое место занимает анимационное кино в российской культуре?

— Наиважнейшее. Вспомним то, чем мы можем гордиться, что известно в мире, — «Ежика в тумане» Юрия Борисовича Норштейна, «Снежную королеву» Льва Атаманова… Сейчас активно работают Александр Петров, Константин Бронзит, Иван Максимов, получают призы на международных фестивалях. Смею предположить, что российскую авторскую анимацию, разнообразную и непохожую ни на кого, в мире знают лучше, чем у нас. В России авторская анимация остается уделом энтузиастов и фанатов. Выдвижение «БоксБалета» на «Оскар» — хороший повод заявить о нашем искусстве здесь.

Красота спасет мир?

— Красота — понятие субъективное. Мир спасут любовь, ­доброта, неравнодушие. Этого нам «не хватает». Когда я рисую своих персонажей, то меня «ломает» от внешней красоты. Нужно найти какой‑то изъян, изгиб, фактурную особенность. Лица стариков мне гораздо интереснее, в них отпечаталась биография. Это отдельное кино.


#фильм #Оскар #премия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 29 (7112) от 17.02.2022 под заголовком «Ниточка к реальности».


Комментарии