В Петербурге представили фильм «Морозовы. Без ума от искусства»

В Петербурге представили фильм «Морозовы. Без ума от искусства». Наконец‑то — в Москве документальную ленту показывали еще весной.

В Петербурге представили фильм «Морозовы. Без ума от искусства» | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Фильм о российских коллекционерах, созданный московским историком искусства Наталией Семеновой и парижским режиссером Таней Рахмановой, был приурочен к выставке «Коллекция Морозовых. Иконы ­современного искусства». Она трижды откладывалась из‑за пандемии и всех ограничений, ей сопутствующих. И наконец открылась в Париже в сентябре минувшего года.

Род Морозовых, ведущий начало от крепостного крестьянина, выкупившего в начале XIX века свою свободу, прославился меценатами и благотворителями.

Московский художественный ­театр, возможно, так и остался бы мечтой Станиславского, если бы Савва Морозов не пожертвовал в свое время полмиллиона ­рублей — сумма по тем времен­­ам ­баснословная.

Его родственники Михаил и Иван Морозовы оставили нам коллекцию французской живописи рубежа XIX — XX веков, которой нет цены.

Автор фильма Наталия Семенова рассказывала о сложностях, с которыми столкнулась при работе над этим документальным исследованием: «После старшего брата-погодка Михаила сохранились хотя бы книги и критические статьи, написанные в пору увлечения историей, вкупе с язвительными воспоминаниями современников. У Ивана же не найти ни одного письма, по которому можно было бы хоть как‑то представить его характер; сплошные счета, деловые бумаги да каталоги парижских салонов с карандашными пометками «недурно», «неважно» и «так себе». Даже адресованные Анри Матиссу и Морису Дени письма, и те больше смахивают на служебные записки, даром что почти все они выведены каллиграфическим почерком секретаря директора Товарищества Тверской мануфактуры бумажных изделий.

Как выглядели залы закрытого для посторонних глаз особняка-музея на Пречистенке, тоже неизвестно, кроме разве что музыкального салона, декорированного Морисом Дени. Фотопортретов Ивана Морозова не сохранилось, только карточки, на которых он запечатлен в кругу многочисленных родственников. Стоит ли этому удивляться, если даже точная дата его рождения до последнего времени не была установлена, а могила затерялась… По счастью, метрическое свидетельство с датой рождения нашлось в одном из архивов. После многих лет поисков обнаружилась и могила. Я написала не одну, а две книги о Морозове, но многое в его коллекционерской судьбе от меня ускользнуло, и вот я решила вернуться к своему герою вновь».

В фильме тщательно воссоздается эпоха — начало XX века. В картину включены редкие сохранившиеся кадры кинохроники, фрагменты немого кино, воспринимавшегося тогда как волшебство, архивные фотографии.

Можно было бы сделать фильм по накатанной схеме — монтировать эти документальные кадры с интервью, взятыми у искусствоведов, музейщиков, историков, разыскать потомков. Но авторы решили пойти другим путем и сделали главной героиней прекрасный призрак Маргариты Морозовой, жены Михаила. Она как бы оживает и рассказывает нам историю и своего мужа, и его брата, и коллекции, а еще, конечно, свою собственную. Через строки из ее мемуаров, писем…

Муж ее, Михаил Морозов, умер рано, в 33 года. Оставшись вдовой, Маргарита растила детей, а еще кружила головы декадентам. Ее портрет написал Валентин Серов, и там ее красота сияет, как драгоценный камень. А вот фотографии не передают этой трепетной прелести — скучная ­прическа, как у классной дамы, правильное лицо, не более. Но поверим Валентину Серову и Андрею Белому, который много лет был ­влюблен в Маргариту по уши и писал о ее глазах, что они в зависимости от освещения походят то на сапфиры, то на ­изумруды. В ее доме собирались художники, поэты и философы. Один из них — Евгений Трубецкой — стал ее большой любовью. Сохранилась переписка с ним, где Маргарита предстает интеллектуалкой. Она бескорыстно помогала Александру Скрябину, учредив для него пенсию в две тысячи ­рублей.

В 1910 году Морозова передала большую часть собрания живописи, оставшегося от мужа Михаила, в дар Третьяковской галерее. Картины Эдуарда Мане и Клода Моне, Ренуара, Ван Гога, Гогена… Много занималась благотворительностью, в основном в деле просвещения.

Добрые дела во благо России ее не спасли. После революции она лишилась всего. Из роскошного особняка переселилась в две комнатки у кухни. Удары судьбы переносила с достоинством и не роптала. Умерла в Москве в 1958 году.

Глазами этой женщины мы видим, как создавалась грандиозная коллекция нового искусства. А потом, после краха империи, — ее национализацию, раздел, продажу некоторых шедевров (одна из горьких потерь — «Ночное кафе» Ван Гога, проданное советским правительством и находящееся сейчас в художественной галерее Йельского университета в Нью-Хейвене).

Незадолго до смерти Маргариты в Эрмитаже, на третьем этаже Зимнего дворца, открылась Галерея импрессионистов и постимпрессионистов, ставшая местом паломничества для художников и всех, кто любит искусство. Сейчас эрмитажная часть коллекций Морозовых и Щукина находится в Главном штабе. Там летом 2019 года прошла выставка, посвященная памяти братьев Морозовых. Два музея, между которыми в основном и поделили коллекцию, Эрмитаж и ГМИИ им. Пушкина, объединились. Публика стала свидетелем грандиозной встречи двух портретов актрисы Жанны Самари кисти Огюста Ренуара. Сейчас Жанна гостит на своей родине — в Париже.

Как и купленные когда‑то Иваном Морозовым «Бульвар Капуцинок» Клода Моне, «Странствующие комедианты» и «Девочка на шаре» Пикассо…

На выставке в Эрмитаже «Щукины и Морозовы, русские коллекционеры», открывшейся зимой 1994 года, был уголок с фрагментом Белого зала в особняке Морозова, для которого он заказал Морису Дени декоративные панно на тему «История Психеи». На выставке Морозовых в Главном штабе летом 2019‑го мы увидели новую реконструкцию этой комнаты с обитыми голубым шелком диванами.

Иван Морозов умер в 1921 году от сердечной недостаточности по дороге в Карлсбад. Но вот сейчас, сто лет спустя, мы помним о нем.

«Ничего не возьмешь в вечность, кроме добрых дел своих», — писал один из графов Шереметевых своему сыну… Вот что им было важно — Шереметевым, Демидовым, Строгановым, Третьяковым, Мамонтовым, Морозовым. Вечность, благо России, доброе имя, спасение души… И еще — искусство.


#фильм #кино #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 24 (7107) от 10.02.2022 под заголовком «Без ума от искусства».


Комментарии