Россиянам представили новый фильм «Родитель» Влада Фурмана
Режиссер Влад Фурман представил публике свой новый фильм «Родитель», который вслед за премьерой вышел в петербургский прокат.
ФОТО кадр из фильма
В прошлом году картина была показана на кинофестивале Chelsea, который прошел в Нью-Йорке. В итоге все восемь главных наград феста ушли создателям «Родителя», в том числе за лучший фильм, лучшую роль, лучших кинорежиссера и сценаристов. Теперь настало время встречи фильма с российской публикой.
Есть еще два обстоятельства, обостряющие внимание к «Родителю». Первое: он снимался в нашем городе, сюжет выстраивался именно с расчетом локаций в Северной столице (действие происходит в 1990‑х годах). Второе обстоятельство: при богатом режиссерском опыте Влада Фурмана в театре и сериальном производстве («Куприн», «Таинственная страсть», многие серии «Агента национальной безопасности», «Улиц разбитых фонарей» и «Бандитского Петербурга») «Родитель» — его первый авторский фильм. Фурман — соавтор сценария, продюсер и исполнитель главной роли. То есть мы имеем дело с явным высказыванием зрелого мастера экрана и сцены на тему «наркотики и молодежь».
Для нашего кино тема отвратного зелья и его губительной силы не нова. На память приходят отечественные «Трагедия в стиле рок» и «Игла». Не говоря уже о богатой фильмографии всего мирового кинематографа — от культовой картины «На игле» до «Реквиема по мечте». Не сомневаюсь, что Влад Фурман эти фильмы видел. И пошел другим путем: его героями стали не сами наркозависимые, а родители, которые борются за спасение своих чад из цепких лап дилеров.
Фильм начинается чередой сцен, в которых группа родителей из одного, кажется, школьного класса пытается партизанскими методами выявлять дилеров и громить соответствующие притоны. Их действия оборачиваются равнодушием соответствующих структур и последующим отказом самих мстителей от идеи коллективного возмездия. Всех, кроме двоих. В своем безнадежном деле остаются архитектор Саша (в этой роли сам Влад Фурман) и водитель-работяга Михаил (Михаил Пореченков).
Режиссер не щадит ни своих героев, ни своих зрителей. У обоих мужиков большие проблемы с подрастающим поколением. Дочь Михаила становится жертвой наркоманской ломки, а о трагедии сына Александра мы узнаем ближе к финалу. Фабула движется от одного действующего лица к другому, попутно увлекая публику в зрелище подпольной жизни тех, кто подсел на иглу в прямом и переносном смысле этого опасного слова. Действие дробится на своеобразные новеллы, стилистическое решение каждой независимо от предыдущей, и временами кажется, что из этой карусели лиц и мест нет выхода. И все обреченнее становится выражение лиц Александра и Михаила. Все жестче и отчаяннее их порой безумные действия и поступки.
Временами режиссер намеренно переступает грань допустимого натурализма, включая откровенную демонстрацию наркотической ломки и тех методов, которыми дуэт отцов-мстителей добывает необходимые имена и явки. И чем ближе к развязке приближается криминальная интрига «Родителя», тем все очевиднее вероятный мрачный исход того, что происходит на экране. Недаром финальная новелла так и названа — «Исход». Благородная месть в результате превращается в череду эпизодов насилия и почти маниакального желания мстить, мстить и мстить… Вырваться из подобного ада души вряд ли представляется возможным. И от подобного зрелища становится как‑то не по себе. А с учетом того обстоятельства, что местом действия трагедии избран наш город, чувство тревоги усиливается. Публика в Малом зале кинотеатра «Аврора», где в течение двух дней проходила премьера, молча сидела по окончании титров, словно не могла очнуться от шока.
Правда, автор фильма и его пиар-агенты настаивают на том, что перед нами история, которая была типична для 90‑х годов прошлого столетия. Но в визуальном решении эпизодов такая хронологическая «отстройка» от дня сегодняшнего вряд ли просматривается, она скорее не «читается». Но вообще‑то место действия можно и не называть. Ясно, что происходящее в кадре — суть подпольной и потаенной жизни мегаполиса, имя у которого может быть любое — хоть Москва, хоть Екатеринбург. Об этом зрителям напомнит предфинальная новелла «Карина», в которой Александр разыгрывает любовную страсть к обладательнице этого имени (Мария Миронова). Он добьется от нее всего, что нужно, и потому судьба этой героини ему не так уж и важна, как не важна она и самим создателям фильма, словно забывшим о наркодилерше высокого полета. Как, впрочем, и об офицере Григорьеве из наркоконтроля (Всеволод Цурило). Авторов фильма волнует прежде всего судьба дуэта мстителей…
Авторы оказались, скорее, пессимистами и не уготовили своим героям выход из ситуации в жанре «Ворошиловского стрелка». «Плохой конец» приведен в исполнение. И тогда после финальных титров «Родителя» повисает в тишине зрительного зала вопрос: а что на самом деле делать, когда людей настигает подобная беда? Не приведи господь, если кому‑то выпадет оказаться на месте тех самых «родителей», о которых и снял свой фильм Влад Фурман. Возможно, они, как Саша с Мишей, виноваты в недостаточном внимании к своим детям. Возможно, кто‑то в зале извлечет урок из чужой страшной судьбы.
Времена меняются, но проблема, к сожалению, остается.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (7265) от 29.09.2022 под заголовком «Драма родительской мести».
Комментарии