«Комсомол ответил: «Есть!»: новая выставка в Петропавловской крепости

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка «Комсомол ответил: «Есть!», посвященная 100-летию ВЛКСМ. По словам Веры Ловягиной, куратора, хранителя фонда современной живописи и графики Музея истории Петербурга, проект преследовал три цели.

«Комсомол ответил: «Есть!»: новая выставка в Петропавловской крепости  | ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС

Первая - показать, как в изобразительном искусстве отразилась история комсомола. Вторая - рассказать про ударные стройки глазами тогда молодых художников - ровесников строителей Братской ГЭС, Киришского НПЗ, БАМа. Наконец третья цель - продемонстрировать на примере дипломных работ и других произведений, что в СССР было качественное художественное образование.

Выставка соединила более 70 произведений, созданных в 1930 - 1980-е годы, из собраний трех музеев - Музея истории Петербурга, Музея Российской академии художеств, Музея городской скульптуры.

Показ выстроен в хронологическом порядке, но для зрителей, особенно молодых, порекомендуем начать осмотр с последнего зала. Он самый разнообразный и интересный. Эскиз плаката «Я знаю, город будет» Игоря Овасалова, изображающий комсомольца с теодолитом на фоне огромных зеленых сопок и скромных белых палаток, продолжает тему, заложенную в названии выставки. Замечательно рифмуются две дипломные работы разных лет. Таир Салахов создал картину «С вахты» в 1957 году в Суриковском институте. Чайки сопровождают рабочих, идущих с буровой в Каспийском море. Такой же романтический триптих Вячеслава Чеботаря «Мои современники» стал посвящением строителям БАМа и был дипломной работой художника в Репинском институте в 1980-м.

Графику Владимира Ветрогонского «Утро Киришей» и Валерия Завьялова «БАМ. Мост через Амур» объединяет интерес авторов к красоте промышленного пейзажа. Не зря говорят о художественном совершенстве сложных инженерных конструкций.

Классические, похожие на иллюстрации к древнему эпосу гравюры Бориса Пака из серии «Геологи» - «Встреча в пути», «Переправа» контрастируют с авангардными листами Георгия Ковенчука. Например, «Геодезисты. БАМ», где физически ощущаешь ухабистость дороги, по которой едут на грузовике землеустроители «проекта века».

Прямая перекличка с современностью - три очень разных конкурсных проекта памятника «Героическому комсомолу» на Комсомольской площади. Команда скульпторов во главе с Иваном Сыроежиным предложила установить группу комсомольцев на фоне развевающегося знамени. Евгений Николаев - Илья Кусков - девушку и юношу, твердо стоящих на земле в решительных позах. Александр Дегтярев - пару, держащую модель атома на фоне восходящего солнца с лучами из арматуры. Эти работы датированы началом 1960-х годов. Памятник по проекту Вигдора Гордона был установлен в 1968-м к 50-летию ВЛКСМ. Тогда никого не удивлял 10-летний срок проведения конкурса, но и объявляли его заранее. Макет Гордона также представлен на выставке.

Точная работа с цветом хорошо видна в литографии Ирины Воробьевой из серии «Люди целины», художница «не забывает» ни про вершины гор в лучах заката, ни про спелую пшеницу, ни про обветренное лицо ветерана освоения степных земель. Василий Денисов точен в изображении монтажника, работающего на большой высоте, эта литография входит в серию «На Ангаре», посвященную строителям Братской ГЭС.

Необычной для сурового стиля большинства произведений на выставке выглядит картина Николая Бабасюка «Энтузиасты Кировского завода». Сюжет прост - люди у станков с штангенциркулями и заготовками в руках обсуждают производственные проблемы. Но композиция картины и освещение лиц выдают интерес автора к Тициану, Веласкесу, Рембрандту и Караваджо.

Подробнее о юбилее комсомола — в специальном материале «СПб ведомостей».

#выставка #история #Петропавловская крепость

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 201 (6310) от 29.10.2018 под заголовком «Романтика минувшего».


Комментарии