Романс с оперой

В Концертном зале Мариинского театра состоялся вечер романсов «Очи черные», который меццо-сопрано Екатерина Семенчук и пианист Семен Скигин посвятили 90-летию со дня рождения Галины Каревой.

Романс с оперой | Екатерина Семенчук и Семен Скигин. © Мариинский театр. Фотограф Валентин Барановский. 2018 г.

Екатерина Семенчук и Семен Скигин. © Мариинский театр. Фотограф Валентин Барановский. 2018 г.

Солистка Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, как в те годы именовался Мариинский театр, Карева отважилась одной из первых взяться за возрождение русского бытового и жестокого романса XIX - первых десятилетий ХХ века, выведя его на большую сцену. В 1960 - 1970-е годы с этих романсов еще не сняли ярлык «белогвардейского, пошлого, непрогрессивного». При всех сложностях и перипетиях судьбы Галины Каревой певица вела интенсивную оперную, концертную и педагогическую жизнь в Ленинграде, а затем в Москве. Ее записи вошли в золотой фонд русского романса. Об этой певице, отличавшейся тембрально богатым, темным меццо-сопрано, киногеничной красотой и крутым нравом, сегодня если и знают, то прежде всего как об уникальной исполнительнице романсов и только потом - как о выдающейся оперной солистке.

В программке концерта Екатерины Семенчук и Семена Скигина можно было прочитать маленький фрагмент из интервью певицы, в котором Галина Карева признавалась, что ей хотелось в романсовой музыке «полной свободы творчества, возможности выразить себя как можно ярче, быть одновременно исполнителем и режиссером своих программ. Старинные романсы доходчивы, их любит публика, но к их исполнению нужно иметь призвание». Для Каревой исполнение этих романсов было возможностью выхода из большого официозного искусства оперы. Екатерина Семенчук - так же, как и Карева, представительница «клана меццо-сопрано» - полностью подтвердила слова своей предшественницы.

Инициатором концерта-посвящения выступил пианист Семен Скигин, аккомпанировавший в молодости Галине Каревой. Романсовую традицию он словно из рук в руки передал представительнице нового поколения Екатерине Семенчук. Романсы, выбранные для этой программы, в большинстве своем оказались до боли знакомыми хитами. Среди них «Ночь светла», «Бубенцы», «Две розы» и запетые до невозможности «Калитка» с «Темно-вишневой шалью». При наличии под рукой фортепиано, баяна или гитары, а то и караоке эти романсы с неизменным обожанием поют представители старшего поколения на домашних застольях. Они и в самом деле доступны в силу простоты, а нередко и некоторой банальности мелодического материала. В том и заключались шик и пикантность момента, что в Концертном зале Мариинского театра эти романсы исполняла настоящая оперная певица высшего эшелона. А в мире серьезных оперных певцов существовало и всегда будет существовать сильное предубеждение в отношении старинного романса. Мало кто из них считает возможным прикасаться к этому, по их мнению, не очень высокому жанру. Нужно обладать сильным духом и широтой натуры, чтобы не побояться за свою репутацию, взяться за эти самые «доходчивые» романсы и создать из них исполнительские шедевры, островки исповедальности. А через несколько дней начать активно работать над партией Дидоны в «Троянцах» Берлиоза в парижской постановке Дмитрия Чернякова, которая ждет Екатерину в ближайшее время. И следом - готовиться к дебюту в партии Марфы в премьере «Хованщины» Мусоргского в миланском «Ла Скала» под управлением маэстро Гергиева.

Екатерина Семенчук ничего не делает вполсилы. Так основательно она взялась и за освоение лишь с виду очаровательных безделок, за каждой из которых стоит своя история создания, своя судьба. Певица не уходила со сцены ни на один номер, не отдыхала за счет инструментальных перерывов пианиста. Но у слушателя ни на секунду не возникало впечатления пребывания в одном душном кругу образов. В отличие от романсов сложных, академических, написанных, скажем, Чайковским, Рахманиновым, Мусоргским, Римским-Корсаковым, которые Екатерина исполняет с энтузиазмом не меньшим, старинные романсы дали ей повод провести задушевную беседу со слушателями. Певица мгновенно установила контакт с залом, залив его теплом и радостью своего лучезарного настроения. Она спела романс Николая Шишкина «Слушайте, если хотите»: зал тут же оказался в ее власти. Дальше нужно было лишь чуть-чуть менять «температуру», освещение, то высветляя зал, заливая его солнцем, то уводя в холодную осеннюю тень.

Семен Скигин передавал каревскую традицию в своем вольно льющемся, импровизированном, говорящем аккомпанементе. Помнится то время, когда Екатерина только начинала исполнять эти романсы, как тщательно она искала правильную интонацию, как добивалась свободы. Сегодня она предъявила эту свободу во всей полноте, элегантно и драматургически точно выстроив программу. Одной из драматических кульминаций стал романс «Нищая» Алябьева, в котором певица и пианист рассказали полную красок историю о бывшей примадонне, сидящей на паперти. Широчайшая палитра интонаций и эмоций - от пикантной шутки и кокетства до трагизма одиночества, от фирменного заливистого смеха до истомы расставания и боли разлуки. Удовольствием было вслушиваться в оттенки страсти и ту абсолютную свободу, с какой певица держалась на сцене.

#Мариинский театр #романс #музыка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 003 (6356) от 11.01.2019 под заголовком «Романс с оперой».


Комментарии