Роман со Средневековьем. Эрмитаж показывает новую выставку
В парадных залах Зимнего дворца — Николаевском и Аванзале — Эрмитаж показывает выставку «Цари и рыцари. Роман со Средневековьем». Ее можно рекомендовать посетителям любого возраста и пола, каждый найдет для себя что‑то интересное. Она об увлечении, даже любви к Средневековью, охватившей Европу и Россию в начале XIX века. Кому‑то нравилось оружие, многим пришелся по душе рыцарский кодекс чести, женщин наверняка привлекало романтическое отношение к даме сердца.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Выставка, как пишет один из ее кураторов заведующая сектором драгоценных металлов и камня Екатерина Некрасова-Щедринская, приглашает посетителей в сказку, где правда и вымысел, история и ее вольное переложение складываются в калейдоскоп образов и смыслов, в каких Средневековье виделось романтикам и ученым XIX века.
В Россию интерес к рыцарству императрица Александра Федоровна привезла из Потсдама, где в ее семье «играли в рыцарей». Что касается царей, имевших отношение к этому увлечению, то у выставки три героя: Павел I, Николай I и Александр III. Последний не увлекался эпохой Средневековья, но купил в Париже прекрасную коллекцию Александра Базилевского.
В состав выставки вошло без малого четыре сотни произведений, повествующих о том, какими были Средние века и какими их видели в XIX столетии: турнирные и парадные рыцарские доспехи, образцы западноевропейского оружия, памятники средневекового прикладного искусства, живописные и графические произведения, скульптура, книги, манускрипты, витражи, а также предметы мебели, стеклянные и керамические изделия, фарфор, шпалеры.
Удачный дизайн позволил создать в парадных залах Зимнего дворца дух Средневековья, в то же время не разрушив их интерьер.
Что важно, в этом пространстве жила любовь к рыцарским временам. Выставка условно разбита по темам: церковь, рыцарский замок, увлечения Средневековьем. Церковь в центре. На территории замка рыцарские турниры, быт, охота, любовь… Между зонами нет границ. Церковь перетекает в замок, замок в арсенал и на территорию любви. Темы раскрываются по пути следования посетителя. У каждой есть пояснения, их можно прочитать.
В Аванзале пролог выставки: на почетном месте тронное кресло великого магистра Мальтийского ордена Павла I, над ним на стене тень Приоратского замка.
Вход в Николаевский зал обрамляют щиты с оружием. Их охраняет рыцарь в доспехах — гальванокопия надгробного средневекового памятника. В музейных коллекциях они ценятся невысоко. В данном случае скульптура хорошо демонстрирует вооружение рыцаря конца XIV века. Самые ценные доспехи, которые делали лучшие мастера Германии и Италии на протяжении нескольких веков, во всем великолепии выставлены в Николаевском зале. Они в витринах и в двух воссозданных по акварельному рисунку из «Альбома Царскосельского музея» А. П. Рокштуля (1798 – 1877) сценах — «Поединок всадников» и «Посвящение в рыцари».
— Впервые выставлено так много доспехов. Это лучшие из тех, что у нас есть, — рассказывает куратор выставки заведующий сектором отдела «Арсенал» Эрмитажа Юрий Ефимов. — Некоторые на время покинули Рыцарский зал, там их заменили другими. На выставке доспехи, которые представляют художественную ценность. Они не боевые, а парадные. Их могли использовать в торжественных случаях и на турнирах, где было принято прилично одеваться. Но и в этом случае доспех должен был обезопасить жизнь владельца.
Доспех — военная одежда, сконструированная рыцарем и оружейным мастером, — создавался индивидуально по фигуре заказчика, каждая его деталь функциональна. Хорошо тренированному рыцарю в нем было удобно. Доспех парадного назначения украшался чеканкой. Купить такой мог только очень состоятельный человек. Не о каждом доспехе коллекции известно, кому он принадлежал. В один из представленных в витрине, предположительно, облачался испанский король Карл V. Он был заказан немецким мастерам.
Перед посетителями выставки великолепные образцы средневекового боевого оружия — мечи, шпаги, кинжалы, алебарды, пистолеты работы западноевропейских мастеров-оружейников. Охотничье оружие в XVII веке — престижная вещь, как сейчас очень дорогой автомобиль.
В витрине кожаный с гравировкой футляр, он предназначался для охотничьего набора — ножей, инструментов… К той же важной для рыцарских времен теме относится «Книга охоты» Гастона III де Фуа конца XIV века. Это самый первый из сохранившихся манускрипт, он с правками автора. В книге все об охоте — сцены обучения, дрессировки собак… 77 великолепных иллюстраций. Автор полагал, что охота — занятие богоугодное, отвлекает от грехов. Книга настолько ценная, что первоначально хотели выставить ее факсимильное издание. Но решили показать оригинал.
«Роман о розе» — отдельный сюжет. Текст, который в XIX веке читали все. Самый масштабный и самый популярный памятник куртуазной культуры, средневековый аллегорический роман в стихах, создан двумя авторами. Первую часть написал Гийом де Лоррис между 1230 и 1235 годами, продолжение появилось между 1264 и 1269 годами, его автор — Жан де Мен. На выставке можно видеть одну из лучших в мире иллюминированных рукописей романа, датированную XV веком. В витрине ларец, посвященный этому роману. На костяных пластинах сцены любви Тристана и Изольды.
Памятники прикладного искусства, созданные в разные периоды Средневековья, исполнены в различных техниках и материалах: из слоновой кости, дерева, металла. Шедевры эрмитажной коллекции: Фрайбургский крест — готический крест из монастыря Святого Трудперта, романский реликварий в виде фигуры дьякона (святого Стефана) и монстранц (дарохранительница) Ганса Рисенберга. Привлекают взгляд редкие по красоте и изяществу исполнения лиможские выемчатые эмали на меди. Особое место на выставке занимают витражи, исполненные мастерами Германии, Нидерландов, Швейцарии, Франции.
Вещи XIX века, рассыпанные по всему залу, дополняют повествование. Это могут быть каминные часы, изящные настольные предметы. Нельзя не обратить внимание на металлический украшенный гравировкой пояс целомудрия. На гравюрах он обыгрывался часто с иронией. Пояс на средневековый мотив выполнен в XIX веке.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (7455) от 12.07.2023 под заголовком «Роман со Средневековьем».
Комментарии