2Vtzqv4Hz9U

Роль культуры надо отстаивать

 Роль культуры надо отстаивать |

В нашем городе прошел Международный культурный форум. Исходя из логики провинциальной жизни, может возникнуть вопрос: зачем он нужен вообще и Петербургу в частности?

Форум - это престиж. Не надо стесняться, что наш форум ориентируется на Давос, замечательное место, куда едут обсуждать важные экономические проблемы. Это престижно для Давоса и для тех, кто туда приезжает. А крупных культурных форумов в мире нет.

Принято считать, что в Петербург стремятся люди со всего мира. На самом деле их не так много, если сравнивать с другими туристическими центрами. С помощью форума можно сделать Петербург еще более привлекательным.

Едут туда, где интересно. Редкий город может предоставить такое культурное содержание, как Петербург. Мы видим это по реакции людей. Они попадают в центр культурной жизни. Здесь замечательные выставки, театральные представления плюс антураж имперской столицы, 100-летие революции в этом году...

В работе форума приняли участие много отечественных деятелей культуры. Когда речь идет о такой стране, как Россия, важно присутствие большого числа зарубежных представителей. Они вливаются в нашу культурную жизнь, она им интересна.

На заседаниях принимались жесткие решения. Так, на совещании Союза музеев России прозвучал главный призыв: надо срочно выводить культуру из социальной сферы. Мы откровенно говорим, что значительная часть законов, существующих в России, вредна и враждебна культуре. Это законы о тендерах, о возможной передаче вещей из музеев в постоянное безвозмездное пользование, закон о коррупции, не позволяющий родственникам работать вместе. В провинциальных музеях люди должны разводиться, для них нет другой работы.

Мы объединяемся с театральными деятелями, начинаем активно взаимодействовать. Благодаря форуму наша совместная работа освещается в прессе у нас в стране и за рубежом.

Во время форума культурная жизнь страны концентрируется в Петербурге. Музейщики обсуждают свои проблемы, театральные деятели свои, Академия художеств свои... Важную роль культуры надо отстаивать каждый день, как происходит в спорте.

Выступая на собрании Союза театральных деятелей, его председатель Александр Калягин говорил о том, что происходит очернение деятелей культуры: якобы все жулики, воры, развратники... Такого отношения публики к людям искусства в России еще никогда не было.

Деятели культуры, которых государство не защищает, не хотят работать с государственными деньгами. Денег немного, а хлопот с ними не оберешься и все может завершиться тюрьмой. История с руководителем «Гоголь-центра» Кириллом Серебренниковым тому пример. Есть частные фонды, частные театры, возникают частные музеи. Они становятся прибежищем, куда могут уйти профессионалы - искусствоведы, артисты...

На форуме вырабатывалась стратегия, что делать с культурным наследием в условиях войны. Состоялась серия переговоров, связанных с Сирией и Ближним Востоком. Сирийской стороне были переданы материалы 3D-съемки городища Пальмира, выполненной Эрмитажем и Институтом истории материальной культуры. На заседании ЮНЕСКО я говорил о создании международной кампании по спасению Пальмиры. В свое время благодаря такой кампании были спасены памятники Нубии - области в долине Нила, которые должна была затопить Асуанская плотина.

И в Сирии можно объединить усилия. Мы это делали перед форумом и во время его работы. Эрмитаж заключил соглашение с ЮНЕСКО о том, что будет координировать работу по восстановлению памятников в Сирии. Еще одно соглашение подписано с Фондом Ага-хана, который занимается возрождением культурного наследия. Фонд уже работает в Алеппо. Намечено соглашение Эрмитажа с сирийским управлением древностей. Мы собираемся заниматься сирийскими музеями, концентрировать работу на реставрации вещей, обучении реставраторов.

Восстанавливать городище Пальмира еще не время, город лежит в руинах. Но надо решать, как это делать. Можно использовать опыт Германии, Польши, России, где из руин многое подняли. Все это достойно международного обсуждения.

Кроме войны культурному наследию угрожают революции. На конференции «Музеи и революция» речь шла об опыте нашей страны в этом отношении, положительном и отрицательном. С одной стороны, опыт Художественной комиссии Василия Верещагина 1917 года, из которого затем выросла система охраны памятников. С другой стороны, тогда же начались требования о переделе музейных коллекций, которые вылились в разграбление Эрмитажа и продажу вещей.

Состоялась серия «круглых столов» по защите памятников от изменения климата. Это глобальная проблема, не менее серьезная, чем терроризм или война.

Важная задача музейной жизни - доступность. Это понятие надо правильно трактовать. Открытые двери для всех и всегда - примитивный подход. Как показывает практика, ни к чему хорошему это не ведет. Даже бесплатное посещение музеев людьми воспринимается неправильно.

Более всего на форуме говорили об инклюзии. Прошло несколько «круглых столов», посвященных тому, как в музейную сферу вовлекаются люди с особыми потребностями и возможностями. Тем самым расширяется поле деятельности культуры вообще, хотя не все это пока понимают. Мы начинаем серьезно относиться к художественному творчеству людей с аутизмом, с отклонениями, которые считались душевным расстройством. Все это обогащает наш собственный взгляд на мир.

В Эрмитаже и в центре «Эрмитаж - Амстердам» проходят выставки художников-аутистов. Для слабовидящих в музеях делают экспонаты, которые можно трогать. Проводятся лекции для людей с проблемами чтения. Эрмитаж объявил конкурс на шрифт этикеток, который будет удобен для тех, кому трудно читать буквы. Не случайно в мире не все письменности буквенные. Буквы читаются плохо, иероглифы хорошо. Если шрифт будет удобен для людей, которым вообще трудно читать, то и всем станет легче это делать.

В отношении инклюзии накоплен опыт у музеев в нашей стране и за рубежом. Один «круглый стол» был посвящен голландскому опыту, там выступали руководители аутсайдерского музея центра «Эрмитаж - Амстердам». На встрече, организованной ГМИИ, делились опытом коллеги из Рейксмузеума, Метрополитен музея. На ту же тему проводился «круглый стол» по эрмитажному опыту и «стол», организованный комиссией администрации президента по работе с особыми людьми.

Чтобы музейная аудитория стала шире, чтобы наши коллекции увидели люди в разных уголках страны и мира, применяются современные технологии. Здесь на первое место выходит виртуальная реальность.

Новейшие технологии необходимы и для сохранения памятников. На форуме обсуждалось создание международной компании по выработке принципов копирования памятников для их сохранения, реставрации, доступности. Принципы надо определить, чтобы дело не ограничилось коммерческим использованием копий.

Проблемы сохранности и доступности памятников объединяют людей. На форуме я встречался с делегациями стран, которые между собой не общаются. Сегодня немало конфликтных ситуаций, в том числе в любимом мною арабском мире. А к нам люди едут, они присутствуют на одних и тех же заседаниях, в кулуарах начинают общаться. Это важная цель форума.

Мы оказались в ситуации, когда для достижения политических целей многие готовы использовать культуру: раз поссорились, вещи не повезем, не отправим, выставки запретим... Так поступают политики. Мы твердим: надо сберегать мосты культуры.

Встречу с иностранными гостями форума президент начал со слов, что политики и деятели культуры заняты одним делом. «Вы строите мосты, - сказал он, - мы их сжигаем».

Форум призван доказать, что культура выше политики. Политические и экономические ситуации меняются, культура остается.

#Михаил Пиотровский #Эрмитаж #международный культурный форум

Комментарии