«Родная сторонка, прощай, не скучай…». Могут ли забытые песни вновь стать популярными?

«Катюша», без сомнения, известна всем, а вот песня «Про «катюшу» на музыку Владимира Захарова и слова Михаила Исаковского нынче, наверное, мало кому знакома. Поется в ней о достоинствах легендарной артиллерийской установки. «И на море, и на суше // По дорогам фронтовым // Ходит русская «катюша», // Ходит шагом боевым…».

«Родная сторонка, прощай, не скучай…». Могут ли забытые песни вновь стать популярными? | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

Нынче эта песня прозвучала на концерте в Российской национальной библиотеке, который дал старт первому музыкальному библиомарафону «Неизвестные песни военных лет». Его инициаторы намерены вернуть к жизни более 120 песен, созданных в годы Великой Отечественной войны, а ныне забытых или малоизвестных широкой аудитории.

Открывая библиомарафон, продюсер проекта Александр Морозов отметил, что эти композиции заслуживают народного признания и ждут своих исполнителей. Он заверил, что инициаторы акции будут продвигать ее на государственном уровне, обратятся за поддержкой к меценатам, чтобы в итоге она стала международной.

Первой прозвучала красивая героическая песня «Сердце танкиста». «Родная сторонка, прощай, не скучай, // Красотка-подружка, любить обещай! // Сегодня танкисты уходят на бой, // Чтоб с новой победой вернуться домой…». Автором музыки был композитор Валентин Кручинин, слов — Алексей Фатьянов, режиссер-постановщик и артист окружного ансамбля Орловского военного округа.

Композитор Николай Будашкин в годы войны служил на кораблях Краснознаменного Балтийского флота и создавал песни о боевой жизни моряков. Одна из них, «Бескозырочка», также прозвучала на концерте.

Хороший пример лирической военной песни, проникнутой юмором и нежностью, — «Четыре моряка» на музыку Бориса Мокроусова и слова Михаила Исаковского. «Что за славные ребята! // Только встреча коротка… // Заявились из Кронштадта // К нам четыре моряка. // И словами, и делами, // И собою хороши; // Если девушка посмотрит, // Остается без души…».

Конечно, нет никакого злого умысла в том, что из написанных во время войны сотен песен сегодня известны и популярны лишь несколько десятков. Чаще всего происходил своего рода естественный отбор: остались с нами те, которые можно было быстро запомнить и воспроизвести. Другие служат просто историческим фоном, документом эпохи.

Каких только жанров не было в музыке военного времени — и вальсы, и даже колыбельные! — восклицает Ирина Безуглова, заведующая отделом нотных изданий и музыкальных звукозаписей РНБ. — Востребованы ведь были необязательно марши и песни, поднимающие боевой дух. Не меньшей популярностью у бойцов пользовались лирические песни, которые напоминали про родных, про покинутый дом. Такие как «В землянке», «Синий платочек», «Темная ночь»… Они брали за душу и были настолько мелодичны, что пережили время и оказались «нетленными».

По словам молодого артиста Николая Горлова, который в сопровождении музыкального ансамбля исполнял на концерте военные песни, он отбирал их поначалу исходя из текстов, с точки зрения поэзии, а потом уже производил вторичный отбор — тех композиций, которые понравились мелодически.

Популярность песен — явление достаточно сложное, порой непредсказуемое, — отмечает Горлов. — Их судьбы не всегда зависят от глубины текста или яркой, запоминающейся мелодии, хотя они, конечно же, имеют большое значение. Большое количество композиций стали популярными в силу разных причин, зачастую напрямую не связанных с их художественными качествами. Например, потому, что прозвучали в кино или были в какой‑то момент исполнены знаменитыми певцами и записаны на пластинку.

Яркий пример — судьба песни «Офицерский вальс», впоследствии получившей название «Случайный вальс». Она приглянулась Леониду Утесову, и именно это обстоятельство сыграло едва ли не решающую роль в ее судьбе. Назвать сегодня эту песню забытой или неизвестной никак нельзя…

На концерте в основном была молодежь, и мне было очень интересно наблюдать за ее реак­цией, — говорит Горлов. — Поначалу слушатели казались достаточно настороженными: мол, зачем позвали, что им такое особенное хотят предложить? Потом я начал ловить живой отклик зала. Ага, значит, зацепило!.. Правда, честно говоря, не знаю даже, что больше — сама песня или ее исполнение.

Артист и дальше намерен продолжать работать с песнями военных и довоенных лет. По его словам, они ему особенно близки.

Уверен, что многие из них отнюдь не устарели. Немного архаичной может показаться прежняя манера исполнения: сегодня странно слышать, когда эстрадные песни поют высокими оперными голосами. Да, в некоторых военных песнях я немного сместил акценты, где‑то добавил современной ритмики. Но только чуть‑чуть: я вовсе не стремлюсь осовременивать их так, как это делают нынче многие певцы, искажая мелодическую структуру. Работа с музыкой должна быть очень деликатной.


#песни #ВОВ #музыка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 184 (7267) от 03.10.2022 под заголовком ««Родная сторонка, прощай, не скучай…»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?