Ректор Санкт-Петербургской консерватории – об особенностях учебы в пандемию

24 октября в Большом зале Филармонии состоится открытие ХХ фестиваля «Международная неделя консерваторий». Ежегодно форум объединяет профессоров и студентов высших школ музыки России и зарубежных стран. Ректор Санкт-Петербургской консерватории Алексей ВАСИЛЬЕВ рассказал обозревателю «Санкт-Петербургских ведомостей» Зинаиде АРСЕНЬЕВОЙ про особенности учебного процесса в эпоху пандемии.

Ректор Санкт-Петербургской консерватории – об особенностях учебы в пандемию | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

– Алексей Николаевич, культурный форум, который должен был состояться в ноябре и в котором вы должны были участвовать, к сожалению, перенесли на будущий год. Расскажите, пожалуйста, о ближайших проектах, в которых вы намерены принять участие.

– У нас, ректоров творческих учебных заведений Петербурга, уже сложилась традиция. Мы – Консерватория, Академия русского балета имени Вагановой, Академия художеств – ежегодно проводим конкурс педагогического мастерства. На Культурном форуме, где мы обычно участвуем в работе секции «Образование», объявляем победителей. И, конечно, для всех нас важна возможность обменяться опытом, обсудить актуальные проблемы, подумать над их решением. А проблемы в учебных заведениях самых разных стран во многом схожи.

– Сегодня, вероятно, это проблемы, связанные с пандемией?

– Конечно. Вплоть до марта нынешнего года никто и предположить не мог, что со студентами придется общаться онлайн. Но, надо отдать должное, мы довольно быстро сориентировались и мобилизовались. Пытаемся всеми силами справиться с ситуацией, ищем новые формы, которые позволят не прерывать учебный процесс.

Конечно, здоровье – одна из главнейших ценностей. Но без знаний мы тоже не проживем.

– Понятно, как учить онлайн, скажем, филологов. А вот обучение вокалистов или пианистов в таком формате представить сложнее.

– Сложно, но вполне возможно. Часто бывает, что звук по видеосвязи не совсем качественный, прерывается, плывет. Поэтому я не требую от студентов на дистанционных занятиях моментальной реакции – в режиме реального времени. Они играют, потом слушают мои замечания. И у них есть время подумать, отшлифовать. Затем они записывают игру на видео и присылают мне. И тут качество уже другое, как правило приличное. Так мы можем избежать искажения звука.

– А как прошли вступительные экзамены?

– Как говорится, нет худа без добра. Давно у нас не было такого огромного потока абитуриентов со всей страны. И все благодаря возможности прислать видео с записью своего выступления, а не приезжать на экзамен. Ведь это очень большие расходы – билеты на самолет или на поезд, гостиница, питание, проживание. При дистанционных экзаменах риск минимальный. Даже если не поступил, не так обидно.

– То есть образование онлайн зря ругают?

– Поймите меня правильно. Я ни в коем случае не хочу сказать, что дистанционное обучение лучше. Конечно, удобнее преподавать так, как повелось со времен Древней Греции, при живом общении учителя и ученика. Методы преподавания, к которым мы привыкли, складывались веками. И это наше ценнейшее наследие. Но в данной ситуации особо выбирать ведь не приходится. Нам пришлось приспосабливаться к новому формату.

– Не могу не спросить о реставрации Консерватории, которая так затянулась. Решение о ней было принято в 2012 году, работы начались в 2015-м, а «воз и ныне там».

– Проблемы с реставрацией я получил «по наследству», заняв пост ректора. Два года назад по ряду причин реставрация была приостановлена. Сейчас мы опять живем надеждой, потому что этот проект взял под контроль президент РФ. Дело сдвинулось с мертвой точки. Курировать проект поручено Министерству строительства.

– А что будет с театром Консерватории?

– От него сейчас остались симфонический оркестр и руководители подразделений. Театр нам нужен, ведь студенты должны где-то практиковаться. В жизни театра были разные периоды. Было и такое, что он отделился от нашего учебного заведения. За то, чтобы театр принадлежал Консерватории, боролся Владислав Чернушенко. Я за то, чтобы это был именно студенческий театр. Сейчас мы двигаемся в этом направлении.

– Помогает ли Консерватория своим выпускникам найти работу?

– У нас есть служба содействия трудоустройству выпускников. И это не пустой звук, не для галочки. Вакансии по большей части предлагают театры из других городов. А многие не хотят уезжать из Петербурга. Но, скажу вам, способные студенты обычно бывают востребованы еще до получения диплома. Они работают в обоих оркестрах Филармонии, в Капелле, Мариинском театре.

#консерватория #обучение #музыка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 192 (6770) от 22.10.2020 под заголовком «Уроки музыки на расстоянии».


Комментарии