Разобранные фасады цеха «Красного гвоздильщика» восстановят

На 25-й линии Васильевского острова вовсю сносят известнейший памятник конструктивизма – канатный цех завода «Красный гвоздильщик». Тревожные сообщения шлют местные жители. Однако специалисты успокаивают: разбирают то, что не представляет историко-культурной ценности, а сам облик «культнаследия» сохранится.

Разобранные фасады цеха «Красного гвоздильщика» восстановят | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Канатный цех с главной доминантой – водонапорной башней – располагается на углу Масляного канала и 25-й линии. Он был построен в 1930 году. Причем тогда Масляный канал еще не был засыпан – ему оставалось жить несколько месяцев, так что величественной башне посчастливилось недолгое время отражаться в его водах.

Автором здания был архитектор Яков Чернихов. Его работа, правда, была реализована не полностью. Так, поперечные фонари верхнего света на кровле – их еще можно назвать разновидностью люкарн – заменили протяженным продольным фонарем. Иными получились и фасады. «Окончательный вариант канатного цеха выглядит более упрощенным, откровенно утилитарным; к тому же здание искажено поздними переделками», – пишет историк Маргарита Штиглиц в недавно вышедшей книге «Непарадный Петербург: наследие промышленной архитектуры».

Тем не менее специалист полагает, что основной замысел был реализован: «Башня в какой-то степени напоминает гвоздь. Символически является олицетворением завода «Гвоздильщик». Идея сквозной вертикальной конструкции стоек, которые держат круглый бак водонапорной башни, сохранилась, и башня в очень плохом техническом состоянии, но не искаженная дошла до наших дней».

И действительно, состояние постройки к началу XXI века было удручающим. По фотографиям, сделанным несколько лет назад внутри здания, можно понять, что там было опасно находиться. А на верх башни – в тот самый резервуар с водой – и вовсе нельзя было попасть: кто-то спилил все исторические металлические лестницы.

Как рассказывали «Санкт-Петербургские ведомости» в начале года («Безбашенный гвоздильщик», номер от 13.01.2021), в июле 2020-го КГИОП согласовал проектную документацию на выполнение работ по реставрации и приспособлению объекта для современного использования. Заказчиком выступил арендатор ООО «Остров сити», входящее в Setl Group, возведший рядом жилой дом на 26-й линии, 7. Проект выполнило ООО «Кант» (по данным kartoteka.ru, владельцем является Игорь Пасечник). Документация предполагала частичную разборку цеха со стороны двора. Это объяснялось тем, что это часть в аварийном состоянии, к тому же не была оригинальной.

«Во время Великой Отечественной войны здание было повреждено, и в 1951 году надстроили торцевые фасады и заложили большую часть оконных проемов на фасаде, выходящем на Масляный канал. А деревянные фермы на крыше были заменены на значительно более высокие металлические. Практически без изменений сохранились фасад по 25-й линии Васильевского острова и водонапорная башня», – пояснили в Setl Group.

Этой осенью стартовала разборка. Ее проводит ООО «Строительная фирма «Ирон». Позднее северный и западный дворовые фасады будут восстановлены в стилистике архитектурного решения лицевых фасадов. Будут воссозданы системы ферм и световых фонарей с учетом сегодняшнего конструктивного решения.

Внутри расположится бизнес-центр. На вершине башни – в том месте бак – создадут помещение. Возможно, с обзорной площадкой. К нему будет подниматься лифт.


#памятник #Васильевский остров #снос #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (7044) от 03.11.2021 под заголовком «Гвоздь конструктивизма не выдернут».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?