Ратманский зажигает звезды. Международный фестиваль балета открылся в Петербурге

Международный фестиваль балета «Мариинский», который проходит в нашем городе уже в девятнадцатый раз, открылся вечером, посвященным творчеству хореографа Алексея Ратманского. В его послужном списке десятки балетов, поставленных на российских, европейских и американских сценах.

Ратманский зажигает звезды. Международный фестиваль балета открылся в Петербурге | © Мариинский театр. Фотограф Наташа Разина. 2020 г.

© Мариинский театр. Фотограф Наташа Разина. 2020 г.

Творческое содружество балетмейстера с Мариинским (тогда еще Кировским) театром началось в 1998 году, когда в репертуар труппы вошли его «Поцелуй феи», «Поэма экстаза» и «Средний дуэт», обогатившие хореографический язык танцовщиков. А четыре года спустя состоялась премьера его «полнометражного» балета «Золушка» на музыку Сергея Прокофьева, который и сегодня сохраняется в репертуаре театра.

В жизни самого Ратманского произошло немало событий: в течение пяти лет он возглавлял труппу Большого театра, а с 2009 года - главный балетмейстер Американского театра балета. Недавно Ратманский поставил на сцене Мариинского театра целый ряд балетов, рассчитанных на яркие индивидуальности, такие как Диана Вишнева, Виктория Терешкина, Екатерина Кондаурова, Константин Зверев, Андрей Ермаков.

Праздничный вечер стал своего рода хореографической «одиссеей» Ратманского, в которой возникали эпизоды его творческой биографии, дуэты и сцены из спектаклей, созданных в разные годы.

Балет «Лунный Пьеро» Ратманский поставил на сложную музыку австрийского композитора-экспрессиониста Арнольда Шенберга. В этой «хореографической рапсодии» действует маленькая женщина, одетая в короткое платье от Шанель (эту партию с блеском исполняет юная Рената Шакирова). Улица, залитая лунным светом, притягивает ее и одновременно пугает, тишина настораживает, но дает желанные минуты покоя. Очаровательная Пьеретта (назовем так нашу героиню) окружена тремя приятелями (в этих партиях Александр Сергеев, Константин Зверев, Максим Зюзин). На их лицах нарисованные гримом белые маски - их предки явно принадлежали театру комедии дель арте. Сложные отношения складываются у озорной Пьеретты с юношами, каждый из которых претендует на ее внимание. А всему виной луна, меняющая свой лик и освещающая тихую улицу большого города.

История балетных интерпретаций сюжета «Золушки» по сказке Шарля Перро богата событиями, именами хореографов, композиторов, исполнителей ведущих партий. В ХХ столетии музыку к хореографическому полотну написал Сергей Прокофьев, и нынче «ставить балет «Золушка» означает «ставить балет Прокофьева». Алексей Ратманский создал во многом новаторскую версию балета, обогатив его иронией и разнообразив хореографическую лексику. Он по-иному расставил акценты в характеристике персонажей, по неизведанным доселе городам и весям пролегал путь Принца, стремящегося найти девушку, обронившую на балу хрустальную туфельку.

Сцену из «Золушки» великолепно исполнили Надежда Батоева и Андрей Ермаков. Их дуэт напоминал сонет, законченный по структуре и эмоциональной наполненности.

К музыке балета Родиона Щедрина «Конек-Горбунок» хореографа привлекла яркость партитуры, сочетание лиризма, юмора и гротеска. Ратманский создал спектакль в веселой манере скоморошьего действа, где царит шутка в сочетании с таинственностью чудесных превращений. Алина Сомова и Алексей Тимофеев мастерски исполнили дуэт из балета, сумев передать в небольшом фрагменте суть своих персонажей. Царь-девица Сомовой - капризная озорная девчонка, которая и за себя постоит, и на всякие хитрости способна. Доверчив и по-детски наивен Иван-дурак Алексея Тимофеева - в стремительных турах и воздушных прыжках он пригож, в дуэтах ловок и находчив.

Свою лепту в праздничный концерт внесли Диана Вишнева и премьер Большого театра Владислав Лантратов, исполнив дуэт из балета «Утраченные иллюзии» на музыку Леонида Десятникова (на снимке). Этот балет хореограф поставил для Большого театра в 2011 году, использовав сюжет одноименного романа Бальзака. Любовную встречу композитора Люсьена и балерины Парижской оперы Корали танцовщики исполнили с безупречным ощущением романтической эпохи.

Фестиваль продолжается. Продолжает работу и Алексей Ратманский: для заключительного гала-концерта он репетирует с артистами Мариинского театра свою новую работу - «Семь сонат» на музыку Доменико Скарлатти.

#балет #Мариинский театр #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 047 (6445) от 17.03.2020 под заголовком «Ратманский зажигает звезды».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?