Ратманский зажигает звезды. Международный фестиваль балета открылся в Петербурге
Международный фестиваль балета «Мариинский», который проходит в нашем городе уже в девятнадцатый раз, открылся вечером, посвященным творчеству хореографа Алексея Ратманского. В его послужном списке десятки балетов, поставленных на российских, европейских и американских сценах.
© Мариинский театр. Фотограф Наташа Разина. 2020 г.
Творческое содружество балетмейстера с Мариинским (тогда еще Кировским) театром началось в 1998 году, когда в репертуар труппы вошли его «Поцелуй феи», «Поэма экстаза» и «Средний дуэт», обогатившие хореографический язык танцовщиков. А четыре года спустя состоялась премьера его «полнометражного» балета «Золушка» на музыку Сергея Прокофьева, который и сегодня сохраняется в репертуаре театра.
В жизни самого Ратманского произошло немало событий: в течение пяти лет он возглавлял труппу Большого театра, а с 2009 года - главный балетмейстер Американского театра балета. Недавно Ратманский поставил на сцене Мариинского театра целый ряд балетов, рассчитанных на яркие индивидуальности, такие как Диана Вишнева, Виктория Терешкина, Екатерина Кондаурова, Константин Зверев, Андрей Ермаков.
Праздничный вечер стал своего рода хореографической «одиссеей» Ратманского, в которой возникали эпизоды его творческой биографии, дуэты и сцены из спектаклей, созданных в разные годы.
Балет «Лунный Пьеро» Ратманский поставил на сложную музыку австрийского композитора-экспрессиониста Арнольда Шенберга. В этой «хореографической рапсодии» действует маленькая женщина, одетая в короткое платье от Шанель (эту партию с блеском исполняет юная Рената Шакирова). Улица, залитая лунным светом, притягивает ее и одновременно пугает, тишина настораживает, но дает желанные минуты покоя. Очаровательная Пьеретта (назовем так нашу героиню) окружена тремя приятелями (в этих партиях Александр Сергеев, Константин Зверев, Максим Зюзин). На их лицах нарисованные гримом белые маски - их предки явно принадлежали театру комедии дель арте. Сложные отношения складываются у озорной Пьеретты с юношами, каждый из которых претендует на ее внимание. А всему виной луна, меняющая свой лик и освещающая тихую улицу большого города.
История балетных интерпретаций сюжета «Золушки» по сказке Шарля Перро богата событиями, именами хореографов, композиторов, исполнителей ведущих партий. В ХХ столетии музыку к хореографическому полотну написал Сергей Прокофьев, и нынче «ставить балет «Золушка» означает «ставить балет Прокофьева». Алексей Ратманский создал во многом новаторскую версию балета, обогатив его иронией и разнообразив хореографическую лексику. Он по-иному расставил акценты в характеристике персонажей, по неизведанным доселе городам и весям пролегал путь Принца, стремящегося найти девушку, обронившую на балу хрустальную туфельку.
Сцену из «Золушки» великолепно исполнили Надежда Батоева и Андрей Ермаков. Их дуэт напоминал сонет, законченный по структуре и эмоциональной наполненности.
К музыке балета Родиона Щедрина «Конек-Горбунок» хореографа привлекла яркость партитуры, сочетание лиризма, юмора и гротеска. Ратманский создал спектакль в веселой манере скоморошьего действа, где царит шутка в сочетании с таинственностью чудесных превращений. Алина Сомова и Алексей Тимофеев мастерски исполнили дуэт из балета, сумев передать в небольшом фрагменте суть своих персонажей. Царь-девица Сомовой - капризная озорная девчонка, которая и за себя постоит, и на всякие хитрости способна. Доверчив и по-детски наивен Иван-дурак Алексея Тимофеева - в стремительных турах и воздушных прыжках он пригож, в дуэтах ловок и находчив.
Свою лепту в праздничный концерт внесли Диана Вишнева и премьер Большого театра Владислав Лантратов, исполнив дуэт из балета «Утраченные иллюзии» на музыку Леонида Десятникова (на снимке). Этот балет хореограф поставил для Большого театра в 2011 году, использовав сюжет одноименного романа Бальзака. Любовную встречу композитора Люсьена и балерины Парижской оперы Корали танцовщики исполнили с безупречным ощущением романтической эпохи.
Фестиваль продолжается. Продолжает работу и Алексей Ратманский: для заключительного гала-концерта он репетирует с артистами Мариинского театра свою новую работу - «Семь сонат» на музыку Доменико Скарлатти.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 047 (6445) от 17.03.2020 под заголовком «Ратманский зажигает звезды».
Комментарии