Пять уникальных портретов китайских военачальников представлены в реставрационно-хранительском центре Эрмитажа «Старая Деревня»

До середины осени в реставрационно-хранительском центре Эрмитажа «Старая Деревня» представлены пять парадных портретов китайских военачальников второй половины XVIII века (0+).

Пять уникальных портретов китайских военачальников представлены в реставрационно-хранительском центре Эрмитажа «Старая Деревня» | Фрагмент парадного портрета Чэбдэньджаба, генерала ранга циньвана. 1760 г. Фрагмент./ФОТО предоставлено пресс-службой Государственного Эрмитажа

Фрагмент парадного портрета Чэбдэньджаба, генерала ранга циньвана. 1760 г. Фрагмент./ФОТО предоставлено пресс-службой Государственного Эрмитажа

Эти свитки висят на стене в про­хлад­ном и слегка затемненном зале — открытом хранилище отдела Востока Эрмитажа. Жарким летом побывать здесь особенно приятно. Тем более что на три месяца тут представлены экспонаты удивительной красоты и целый клубок историй.

Одна из них связана с миссией иезуитского ордена в Китае, которая всячески способствовала распространению в Поднебесной не только религиозных догм, но и европейской культуры. Художники-иезуиты регулярно привозили в Китай из Франции, Португалии, Испании и Италии живописные полотна. И даже основали художественную школу, где преподавали искусство европейской живописи китайским и маньчжурским ученикам.

Портреты, которые сейчас можно увидеть в фондохранилище Эрмитажа, отличает смешение местных и европейских традиций. Живопись выполнена на шелке красками, созданными на основе натуральных пигментов. В том числе истолченных в пыль полудрагоценных камней (лазурита, малахита и так далее). Результат — нежнейшие, почти не поблекшие со временем оттенки синего и голубого, зеленого и золотисто-коричневого.

Силуэты очерчены чисто, изящно и каллиграфически точно. Лица и кисти рук прописаны в европейской манере — художники сумели передать не только внешние черты, но и характеры своих моделей. Предельно подробно воспроизведены детали одежды и вооружения: узор на поясах, отделка ножен, оперение стрел, кольца для стрельбы из лука… А также павлиньи перья на шапках. Оказывается, они служили в Китае аналогом погон — по их ширине и количеству «глазков» можно определить звание того или иного военачальника.

Эти картины были созданы во времена правления императора Цянь-­луна, одержавшего немало побед и покорившего немало земель. В 1759 году Сын Неба решил поощрить самых ретивых своих сподвижников — чиновников и воинов. Сотня лучших получила вознаграждение и право быть запечатленными на портретах. Мало того, к пятидесяти картинам император лично написал хвалебные посвящения.

Пять свитков этого цикла попали в Эрмитаж из Этнографического музея в Берлине после Второй мировой войны. В начале XXI века они были отреставрированы. Тогда же перевели с китайского и маньчжурского поэтические надписи на них. Звучат они примерно так: «Вице-генерал установленных границ в ранге циньвана, выдающийся герой — цзюньван Чэбдэньджаб. Он гнал лошадь и натягивал лук, и не было врагов на пути его. Он никогда не читал книг, подобно генералам древнос­ти. В Хоргосе победил врагов малой силой. За героизм был пожалован титулом циньвана». Интересно, что в отличие от остальных воинов этот изображен в полном боевом доспехе. Как рассказывает Николай Пчелин, хранитель свитков, такая привилегия была дарована генералу за то, что он предал свой народ и добровольно перешел на сторону Цянь-луна.

То, что сегодня на этих свитках можно рассмотреть мельчайшие детали, — заслуга эрмитажных специалистов. Когда в 2007 году портреты поступили в лабораторию реставрации тканей и водоразмываемой живописи, их состояние внушало опасение. Долгое время они хранились в свернутом виде, от чего пострадали и шелковая основа, и живопись. Края некоторых обгорели, на ткани были видны потеки и пятна ржавчины. Потребовалось около девяти лет, чтобы возродить уникальные памятники — очистить и укрепить, размонтировать и заново собрать на дублировочной основе. Так, чтобы все их достоинства снова можно было увидеть невооруженным взглядом.

Читайте также:

В Эрмитаже открылась выставка «К барьеру! Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря»

Музей небесный и земной. В фойе Эрмитажного театра открылась выставка одного экспоната


#Эрмитаж #выставка #портреты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 136 (7958) от 29.07.2025 под заголовком «Подобно генералам древности».


Комментарии