Пушкин в роли Музы: в Театре юных зрителей прошел конкурс драматургии

В рамках международного фестиваля «Молодежь. Театр. Фест» В Театре юных зрителей прошел конкурс драматургии.

Пушкин в роли Музы: в Театре юных зрителей прошел конкурс драматургии | ФОТО Martin de Arriba on Unsplash

ФОТО Martin de Arriba on Unsplash

Драматургическая лаборатория родилась двадцать пять лет назад вместе с самим фестивалем. Основная ее задача, по словам организаторов, — спровоцировать драматургов на написание пьес для молодежи. Темы конкурса каждый год меняются. Например, по случаю юбилея Островского участники попытались творчески осмыслить его наследие. В этом году естественным образом переключились на Пушкина.

Руководитель проекта «Пушкинский конкурс драматургии» театральный критик и драматург Александр Вислов вместе с единомышленниками предложил три номинации: «Пушкин в жизни», «Пушкинский Дом» и «Наше все». В первой соревновались те пьесы, в которых Александр Сергеевич стал одним из героев. Во вторую вошли вариации на темы его произведений. В третьей рассматривались сочинения драматургов на свободные темы, так или иначе навеянные наследием Пушкина и его жизнью. Те, в которых пушкинская линия стала «одним из элементов несущей конструкции».

Как рассказывает Александр Вислов, после первичного отбора к участию в конкурсе было допущено чуть более трех десятков пьес. Причем большинство из них авторы написали специально для этого проекта.

Среди самых удачных, по мнению жюри, немало сочинений о школьниках и их взаимодействии с пушкинскими текстами. В их числе «ОГЭ по литературе» Юлии Вороновой, «Я — Таня Ларина» Анны Гейжан, «Онегин из 9Б» Юлии Бочаровой.

По номинациям пьесы распределились неравномерно. Больше половины авторов предпочли «свободную тему», то есть «Наше все».

Соответственно, и победителя здесь выбирали особенно долго и бурно. Им стала драматург и сценарист Олеся Лихачева, которая представила на суд жюри историю о том, как мир забыл Пушкина, — «Пуш.Kill». Вместо Пушкинских карт в этой параллельной реальности появились Чеховские, а Театр Пушкина стал Театром Таирова. Лишь один из героев, поэт Родион Андреев, помнит о существовании Солнца русской поэзии. Ему удается завоевать популярность, выдавая стихи Александра Сергеевича за свои. Однако память подводит героя, запас выученных наизусть строк заканчивается. Зато приятель Родиона — артист Евгений Горлов, позабывший о Пушкине вмес­те со всеми, — сам того не ведая, не осознавая, что творит, заново сочиняет «Евгения Онегина». Таким образом в пьесе обыгрывается сюжет с Моцартом и Сальери. Прочие персонажи тоже имеют своих прототипов в мире Пушкина. Макс, кот-бармен, вероятно, потомок «кота ученого». Родители Родиона — близкие родственники Старика и Старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке»… Именно эту пьесу Александр Вислов считает самой сценичной среди победителей, именно ей пророчит успешные постановки.

В номинации «Пушкинский Дом» первое место и денежный приз получил «Выстрел» Ляли Петуховой, драматурга и театрального критика. Действие происходит в некоем госпитале, где пациенты живут в нескончаемом ожидании врача и где один день похож на другой. Автор забавляется, накладывая одну отсылку на другую, заставляя читателя вспомнить и сюжеты пушкинских «Повестей Белкина», и пьесу Беккета «В ожидании Годо», и одноактовку Сартра «За закрытыми дверями», и чеховскую «Палату № 6»… Если вспомнить, что и сами «Повести Белкина» наполнены многочисленными намеками на источники, которые литературоведы разгадывают до сих пор, то да, пушкинский дух в пьесе Ляли Петуховой присутствует.

На обсуждении этот текст назвали «спортом для мозгов», усомнившись в том, что он будет востребован режиссерами. Однако мнения разошлись. И Наталья Никуленко, преподаватель кафедры режиссуры Института сценических искусств, сочла, что «пьеса вполне может существовать на сценической площадке, потому что в ней много игры и есть, что играть».

Третьим лауреатом конкурса стал Сергей Казанцев, член Гильдии драматургов России, с фантастической историей «Операция «Пушкин». В ней к поэту являются посланники из будущего, готовые «эвакуировать» его незадолго до дуэли в XXIII столетие. Однако Пушкин отказывается, ибо честь и доброе имя жены для него дороже жизни.

Все три победившие пьесы приняли участие в театральной лаборатории. Студенты режиссерского курса Геннадия Тростянецкого в Институте сценических искусств и актерского курса Педагогического университета имени А. И. Герцена представили эскизы постановок. Участники фестиваля, члены жюри и другие заинтересованные лица высказали свои мнения. Сумели ли драматурги заинтересовать режиссеров? Покажет время.


#драматургия #театр #конкурс

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 97 (7673) от 30.05.2024 под заголовком «Пушкин в роли Музы».


Комментарии