Пушкин и вокруг него. Завершился V фестиваль молодежных театров «Михайловское»

В этом году фестиваль совпал с 220-летием со дня рождения Александра Сергеевича. Третий год фестивалем - изначально проектом музея-заповедника «Михайловское» - на правах партнерства занимается наш Пушкинский театральный центр под руководством Владимира Рецептера, прославленного театрального пушкиниста.

Пушкин и вокруг него. Завершился V фестиваль молодежных театров «Михайловское» |

Прошлым летом Владимир Эммануилович привозил на фестиваль своих студентов-актеров с выпускными спектаклями. За год ребята стали профессиональными артистами, в большинстве своем вошли в труппу рецептеровской «Пушкинской школы». В этот раз центру удалось привезти в Пушгоры на всю фестивальную неделю новый актерский курс Рецептера на базе РГИСИ (проще сказать, Театрального на Моховой), отучившийся год.

В 2018 году готовые к диплому студенты исполнили композицию из пушкинских стихов в живописнейшей усадьбе Михайловское. В этот раз новые студенты исполнили новую композицию по лирике поэта на тех же деревянных подмостках под открытым небом, в той же фактически мизансцене, так же одетые - белый верх, черный низ. И в этом виделась цикличность, которая обнадежила. Хочется верить, что и это, третье, поколение рецептеровских учеников по окончании курса пополнит «Пушкинскую школу» (и тогда она будет базироваться на трех выпусках). Но, даже не заглядывая так далеко, видно: растут театральные рыцари пушкинского слова.

Возможность пожить несколько дней в Пушгорах между имениями Михайловское - Тригорское - Петровское и научно-культурным центром, впитав атмосферу этих мест, ничуть не менее важна, чем собственно фестивальная программа. В лесу волшебно поют всевозможные птицы (к слову, в этом году в Псковской области появилось много аистов); из монастыря, где похоронен Александр Сергеевич, доносится звон колоколов. Там, где плохо ловит мобильник и прихотливо работает Интернет, рука тихим ясным вечером сама тянется к томику Пушкина... Хорошо бы, конечно, чтобы все приглашенные коллективы могли жить здесь на протяжении всего фестиваля: смотреть, обсуждать спектакли друг друга, слушать лекции. Это к вопросу о дальнейшем развитии и финансировании форума. Но студенты и в этот раз жили такой жизнью.

С постановками содержательно соседствовали «неспектакльные» мероприятия. Так, «Капитанская дочка» театра «Пушкинская школа» - новая редакция спектакля Ивана Стависского по идее Рецептера - была дополнена блистательной лекцией Якова Гордина об исторических изысканиях Пушкина, в том числе о не оцененной потомками «Истории Пугачевского бунта». В спектакле собственно «Капитанская дочка» объединяется как раз с «Историей...», есть и вкрапления из пушкинских «Заметок по русской истории XVIII века», но не сказать, что это органично. Пушкин-историк иначе смотрит на панораму русского бунта, нежели Пушкин-прозаик. Пугачев, которого читатель видит глазами Гринева, и Пугачев, которого Пушкин изобразил по архивным материалам, - словно два разных человека. Актеру Павлу Хазову непросто лавировать между Пугачевыми историческим и художественным, хотя играет он мощно. Денис Волков, из первого поколения рецептеровских учеников, представляет Гринева зрелым человеком, вспоминающим о своей молодости: он то внутри тех событий, то отстраняется от них.

«Пушкинская школа» представила и премьерного «Гамлета» - моноспектакль Сергея Хайменова, тоже прошлогоднего выпускника. Об этом спектакле «Санкт-Петербургские ведомости» уже писали. Скажу только, что мы привыкли видеть эту пьесу в «формалистско»-режиссерском воплощении с концептуальной сценографией, вспомним трактовки Валерия Фокина, Юрия Бутусова, Льва Додина... Важно, что Гамлету, которого в последнее время принято дегероизировать, видя в нем циника, злодея, молодой режиссер возвращает глубину и тонкость чувств.

Так совпало, что еще один спектакль связан с биографией Рецептера - мюзикл Марка Розовского «Бедная Лиза», не так давно поставленный в ТЮЗе. А когда-то, в начале 1970-х, Розовский ставил свой мюзикл в БДТ, и Эраста играл Рецептер. В плане режиссуры и сценографии тюзовская постановка производит архаичное впечатление, но актеры существуют так легко, обаятельно, а иногда иронично, что от спектакля получаешь большое зрительское удовольствие, он дышит и увлекает.

Моноспектакль «Барышня-крестьянка» Олеси Касьяновой (режиссер Валерий Погорелый) привез пермский театр «Туки-Луки». Актриса, своим обаянием и озорством напомнившая об амплуа субретки, рассказала «Барышню-крестьянку» от лица простодушной девицы «из простых». Игровая природа пушкинского произведения, где столь много определяют роли, которые примеряют персонажи, срезонировала с актерской индивидуальностью Касьяновой.

В «Маленьких трагедиях» того же пермского коллектива режиссеры Алексей Миронов и Ярослав Колчанов попытались воплотить каждую пьесу через определенный тип театра кукол. В «Моцарте и Сальери» участвуют марионетки, в «Скупом рыцаре» - планшетные куклы, а в «Каменном госте» - тростевые. Но спектакль зависает между кукольным и драматическим планами: куклы в большинстве своем статичны, лишены индивидуальной пластики и подчас мешают живым актерам.

На видео были показаны «Руслан и Людмила» бурятского театра кукол «Ульгэр» в постановке Яны Туминой - тоже спектакль, где кукольный план сочетается с актерами, работающими вживую. Жаль, что увидеть это увлекательное действо можно было только на экране, но это понятно: чтобы привезти полноформатный спектакль из Улан-Удэ, нужны другие финансовые возможности.

Если же говорить о факторе не пространства, но времени, то стоит признать, что июнь не самый подходящий месяц для «Михайловского». Все же это молодежный фестиваль, целевая аудитория - школьники, а им в июне не до походов в театр. Впрочем, как отметил директор Пушкинского заповедника Георгий Василевич, фестиваль планируют сдвинуть на осень.

#Пушкин #фестиваль #театр #Михайловское

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 123 (6476) от 09.07.2019 под заголовком «Пушкин и вокруг него».


Комментарии