Публичку даже коты охраняют. Как РНБ работает во время пандемии?
Российская национальная библиотека на карантине, но она отнюдь не прекратила свою работу. По мнению нашего собеседника гендиректора РНБ Александра ВЕРШИНИНА, такие обстоятельства - своего рода проверка на прочность. В последний раз библиотека по подобной причине закрывалась во время эпидемии холеры в 1831 году - на пять месяцев. И тогдашний директор Императорской Публичной библиотеки Алексей Николаевич Оленин, по воспоминаниям Владимира Федоровича Одоевского, держался мужественно: «в огромной шинели на плечах, в калошах на ногах, с портвейном в руках, с сигарою в зубах, с холерою на языке и между тем со спокойствием в сердце он принадлежал к числу немногих, которые во время болезни сохранили присутствие духа и хладнокровие; он прекрасно действовал и со всеусердием помогал больным».
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
- Александр Павлович, вы ведь прежде были директором Президентской библиотеки, которая как раз и была основана на принципе дистанционной работы. Значит, опыт есть?
- Да, мы там как раз и развивали это направление деятельности. Многие внутренние мероприятия проводили в дистанционном режиме - от заседаний ученого совета до еженедельных оперативных совещаний. Традиционными были самые разные публичные онлайн-проекты, в том числе ежегодные форумы, школьная олимпиада, видеолектории и киноклубы. И читателей мы тоже обслуживали в основном в дистанционном режиме, поскольку, напомню, фонд Президентской библиотеки - электронный. Ее региональная сеть насчитывает сотни центров доступа во всех субъектах Федерации, через портал подключаются все желающие, как профессионалы, так и читатели, несколько десятков «окон» всегда на видео-конференц-связи.
В РНБ ситуация несколько другая. Здесь основные фонды - на традиционных носителях. Это 39 миллионов экземпляров, в том числе рукописи и редкие книги. Однако не все могут приехать в Петербург, поэтому одной из задач было обозначено развитие информатизации, технологий и телекоммуникаций. В конце прошлого года внедрили новую систему трансляций в Интернете, с обратной связью с читателями и экспертами. Кроме того, в нынешнем году мы минимум в два раза увеличим емкость хранения данных в цифровой форме, а это значит, что еще больше ресурсов станет доступными.
За февраль и март мы отработали и ввели в действие регламент работы центра обработки данных в условиях как штатной, так и чрезвычайной ситуации. Эти меры сегодня помогают.
Сейчас нам приходится обслуживать читателей дистанционно, и многие наши сотрудники тоже работают в таком режиме. Кстати, в начале этого года, еще до всей этой истории с пандемией, я забеспокоился: не слишком ли активно оформляю сотрудников - научных сотрудников, программистов, дизайнеров - на удаленку? Ведь мы активизировали этот процесс еще в прошлом году... Стал проверять их отчеты, но не успел получить обобщенные данные, как появились новые условия, в которых дистанционная работа стала глобальной необходимостью...
- Временная пауза в активной работе РНБ - хорошая возможность добраться до того, до чего в обычное время руки просто не доходили...
- Разумеется, но речь идет не столько о том, чтобы мы бросились заниматься неразобранными фондами (они есть, в частности, в отделе рукописей), сколько о том, чтобы для начала просто перегруппировать свои силы. Теоретически, конечно, можно всех освободившихся людей на период работы в режиме «библиотека без читателей» поставить на оцифровку, но все упрется в возможности оборудования. Мы столкнулись с этим еще в прошлом году, когда работали по программе «Книжные памятники» в рамках нацпроекта «Культура». Тогда нам, чтобы оцифровать в короткие сроки четыре тысячи особо ценных и редких изданий, пришлось закупать дополнительные сканеры.
Важно еще и то, чтобы в процессе дистанционной работы не появились «мертвые души» - те, кто якобы работает, а на самом деле просто оформлен на дистанционную работу, а кто-то получает за них деньги. Увы, такие случаи бывают. Вопрос в том, как контролировать сотрудников, работающих дистанционно, как планировать их рабочий график?
- Нынешний «виртуальный режим» работы РНБ предполагает повышенную нагрузку на электрические сети...
- И это серьезная проблема! Сегодня РНБ обеспечивается по второй категории энергоснабжения, что чревато большими рисками в связи с отключениями электроэнергии и перепадами напряжения. Система охлаждения электронного хранилища также требует надежного электроснабжения. В случае чрезвычайных обстоятельств даже локальные источники бесперебойного электропитания спасут положение не более чем на полчаса. И лишь первая категория энергоснабжения, к которой подключены самые важные городские и региональные объекты, гарантирует оперативное переключение на резервную линию.
Так что наш переход на первую категорию - также насущный вопрос. Но это процесс одновременно и технологический, и бюрократический.
- К происходящему в РНБ всегда было приковано внимание петербургских активистов, градозащитников. Причем их отзывы - зачастую в самом критическом, негативном ключе... Считаете ли нужным тратить силы и время, чтобы налаживать взаимодействие с теми, кто обвиняет руководство библиотеки чуть ли не во всех грехах?
- С самого начала, после того как 27 августа 2018 года я пришел в РНБ, мы стали выстраивать взаимодействие с общественностью. Проводим встречи с постоянными читателями, которые действительно заинтересованы в том, чтобы сделать жизнь библиотеки комфортнее и эффективнее. Библиотека открыта прессе и, перейдя на тот же дистанционный режим, мы не раз приглашали журналистов, чтобы продемонстрировать им, как это происходит. Вот и сегодня вы обратили внимание, что в дозаторе на входе в библиотеку закончилась антисептическая жидкость. Значит, мы недоработали. Примеров конструктивной критики много. За нее всегда благодарны, потому что она нам помогает.
Мы открыты для всех предложений, постоянно на связи с читателями, остаемся другом и помощником для коллег. Например, из детдома поселка Свирьстрой недавно поступила просьба помочь с литературой: мы нашли дублетные экземпляры и подготовили к отправке. Так же только за последний месяц пришли письма из воинской части Западного военного округа, сельской библиотеки Карелии...
Увы, мы сталкиваемся и с совершенно противоположной ситуацией. Есть те, кому нравится по-своему интерпретировать события, выдавать слухи за факты. У меня, честно говоря, нет никакого желания общаться с теми, кто таким образом выплескивает в СМИ недостоверную информацию в отношении нашей библиотеки, вводит в заблуждение читателей и подводит редакторов... Однако мы в этом году стали давать на подобные выпады свои ответы, и это не пустая перепалка, а спокойное разъяснение ситуации. Люди вправе знать объективную информацию о жизни и развитии старейшей в России национальной библиотеки, со дня основания которой, напомню, в мае исполнится 225 лет.
- Недавний всплеск негативной информации был связан с ситуацией со зданием РНБ на набережной реки Фонтанки, 36...
- Действительно, там есть трудности. Увы, здание в аварийном состоянии - от крыши до подвала. Протечки, трещины в стенах: мы уже вынуждены ставить маячки, чтобы следить за состоянием конструкций. Необходим безотлагательный серьезный ремонт. При этом в стратегии развития РНБ, принятой ранее и предоставленной мне при вступлении в должность, речи об этом комплексе вообще не было!
Останется ли газетный зал вечно на Фонтанке? Многие коллеги хотели бы, чтобы это было так. Но у них же есть и другие идеи: например, этот фонд может быть перемещен в главное здание на площадь Островского либо в третью очередь на Московском. Нужно взвесить все доводы за и против...
В этом году для газетного фонда мы закупим дополнительно новое оборудование для сканирования, а также для просмотра изданий в электронном формате. Кроме того, не забывайте, что на Фонтанке, 36, находится и уникальный нотный фонд, который нуждается в реставрации, оцифровке, большей доступности. Также там работает и федеральный центр консервации и реставрации, который тоже требует модернизации.
- Какие перспективы со строительством третьей очереди РНБ и насколько загружена вторая?
- Второй очереди нам уже мало: по подсчетам, ее площадей хватит лишь на самые ближайшие годы, хотя первоначально считалось, что как минимум на 10 - 15 лет. Ведь пополнение фондов идет постоянно, и уже сегодня посещаемость нового здания на Московском проспекте примерно на 20% выше, чем исторического комплекса на площади Островского.
Недавно мы зарегистрировали право бессрочного пользования РНБ на участок земли под третью очередь. Процесс был последовательным: город расторг договор с теми, кто временно арендовал территорию под парковку. Затем начались предварительные геодезические работы. Потом мы согласовали изменение целевого назначения территории - со складских нужд под культурное.
Здание третьей очереди будет расположено отдельно от основного корпуса, их разделяет Варшавская улица. Стало быть, пойдет речь о каком-то переходе - подземном туннеле или надземной галерее, которая будет перекинута через улицу.
Здание будет многофункциональным, кроме того, оно должно стать совершенным с точки зрения автоматизации и информатизации - мы должны строить с таким расчетом, чтобы обеспечить возможность внедрения, использования и развития технологий искусственного интеллекта.
- В Петербурге две национальные библиотеки: РНБ и Президентская. Может быть, было бы эффективнее объединить ресурсы и создать один большой центр?
- Ведомства, к которым принадлежат библиотеки, - разные. РНБ относится к Министерству культуры, Президентская - к управделами президента РФ. Кстати, обращаясь к истории: в середине XIX века Императорская Публичная библиотека, когда ее директором служил Модест Корф, была переведена из ведения Министерства просвещения в Министерство императорского двора. И это явно пошло ей на пользу, поскольку ресурсов там стало больше...
На мой взгляд, совсем неплохо, что в Петербурге действуют две национальные библиотеки: они взаимно дополняют друг друга. Мы создали рабочие группы по совместной деятельности, но в какой мере будем интегрироваться - покажет время. Цифровой фонд Президентской библиотеки - тематический, он связан с историей, теорией и практикой российской государственности. При этом источники РНБ практически не использовались. Поэтому он естественным образом дополняет богатейшие фонды и коллекции, которые были собраны в Публичной библиотеке за три исторические эпохи: имперскую, советскую и новейшую. Впрочем, сегодня планов по объединению двух библиотек нет.
Вообще же, возвращаясь к тому, с чего мы начали, - к работе РНБ в условиях пандемии, хочу сказать: сегодняшняя ситуация, как ни странно, сделала нас более открытыми и доступными. Да, наша главная задача - хранить, но мы же публичная библиотека! И вот настал час, когда это нужно доказать и в виртуальном режиме.
Интернет-портал РНБ в сутки набирает в среднем более семи тысяч просмотров, сейчас заметное увеличение. И нам есть что показать. В настоящее время электронная библиотека включает в себя свыше 700 тысяч цифровых копий документов книг, журналов, газет, изданий нотной печати, изобразительных материалов, карт, планов, атласов, аудиозаписей. Кроме того, для просмотра доступно более 800 оцифрованных рукописей. В видеолектории РНБ размещено более ста видеозаписей лекций, которые проходили в библиотеке за последние пять лет. Работают страницы «РНБ онлайн» и «Полезные ресурсы. Свободный доступ». Наш проект «Без карантина» каждый день представляет новый открытый полнотекстовый ресурс.
На сайте и в социальных сетях РНБ мы знакомим с самыми интересными книгами, документами из фондов библиотеки, коллекциями, размещенными в НЭБ. Вывели в онлайн лекции, ведем дневник РНБ, где рассказываем про работу подразделений библиотеки и ее обитателей в условиях дистанционки: публикуем отчеты об исследованиях каталогизаторов, оцифровке, деятельности онлайн-консультации, не обошли стороной и службы: теплоцентр, охрану, уборщиков и дезинфекторов, даже стали освещать жизнь наших котов (смеется). Говорят, что они, родственники эрмитажных, охраняют фонды от крыс и мышей и имеют в одном из библиотечных дворов свою «штаб-квартиру»...
И, наконец, мы представили на обсуждение широкой публики пробный вариант нашего нового сайта. Его проект, бета-версия, находится на существующем пока «старом» портале, которому исполняется уже пятнадцать лет: он устарел по дизайну и размещению материала. Надеемся на конструктивные отклики и предложения. Будем рады, как всегда, видеть «Санкт-Петербургские ведомости» одной из важнейших площадок дискуссии о настоящем и будущем Российской национальной библиотеки.
Подготовил Сергей ГЛЕЗЕРОВ
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 057 (6655) от 07.04.2020 под заголовком «Публичку даже коты охраняют».
Комментарии