2Vtzqv4Hz9U

Произведения Николая Рериха представили в Краснодаре

В Краснодарском музее имени Федора Коваленко открылась выставка «Николай Рерих».

Произведения Николая Рериха представили в Краснодаре | ФОТО: Public Domain

ФОТО: Public Domain

В проекте представлено более 40 произведений художника из собрания Русского музея. В их числе картины дореволюционного «русского периода» творчества Рериха, станковые полотна и натурные этюды «индийского периода» жизни мастера 1930 – 1940‑х годов, когда он находился в эмиграции.

Рерих с детства интересовался всем, что имело отношение к Древней Руси: участвовал в раскопках курганов, слушал старинные легенды, изучал летописи и книги. В его ранних ярких картинах, посвященных славянской Руси, есть историческая достоверность и былинный дух, дающие представление об эпохе.

На выставке представлены и теат­ральные работы художника. Рерих оформлял спектакли для знаменитой антрепризы Сергея Дягилева в Париже, в частности, «Половецкий стан» для оперы Александра Бородина «Князь Игорь». Декорации имели невероятный успех у зрителей, критиков и прессы. Подлинными шедеврами мировой сценографии признаны декорации и костюмы к постановкам драмы Генрика Ибсена «Пер Гюнт» и балету Игоря Стравинского «Весна священная».

Художник хорошо знал труды представителей так называемого русского космизма — Николая Федорова, Владимира Соловьева, Константина Циолковского, вместе с ними искал ответы на вечные вопросы бытия и мечтал о путешествии на Восток. В результате революционных событий в России Рерих оказался за рубежом. После серии персональных выставок в разных странах мастеру удалось попасть в Индию. С 1925‑го по 1928 год он предпринял экспедицию по труднодоступным районам Индии, Монголии и Тибета. Как и представители русского космизма, Рерих искал следы загадочной Шамбалы.

Живопись этих лет широко представлена на выставке: пейзажи, изображающие ледники Каракорума, снега Алтая, каменистые уступы Тибетского нагорья, Гималаи, горные озера — горы и холмы, небо и земля — величественны и прекрасны, наполнены земными и космическими энергиями. Художник оставил удивительное живописное наследие, в котором отразились и его философия, и любовь к Востоку, и вера в высшие силы, защищающие людей.

Рерихом был основан Институт гималайских исследований, задуманный как научно-исследовательское учреждение по изучению ­собранных в экспедициях материалов. Основная часть живописных произведений этого периода передана Русскому музею сыном художника Юрием Николаевичем с учетом пожеланий самого автора в 1960 году. Эти картины и этюды в большом объеме демонстрируются на выставке.

В 1930 – 1940‑е было создано множество горных пейзажей и станковых произведений религиозно-философского содержания, а также написаны литературные эссе и очерки. Исключение составили несколько картин на темы русской истории и мифологии, такие как «Борис и Глеб», «Поход Игоря», «Единоборство Мстислава с Редедей», созданные во время Второй мировой войны. Картина «Партизаны» написана в 1943 году на реальный сюжет из советской действительности, о которой художник мог знать только из газет, но Рерих всегда помнил о Родине, выписывал прессу, слушал радио, вел обширную перепис­ку.

Уже после победы Рерих написал символическое полотно «Помни!». В нем нет ничего, напоминающего о войне, но есть образы и темы, волновавшие художника всю жизнь.


#художники #картины #выставка #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (7203) от 05.07.2022 под заголовком ««Помни!»».


Комментарии