Прогулять уроки ради кино. В «Ленфильме» открылась выставка «Незнакомка. Динара Асанова»

В культурно-выставочном центре «Ленфильм» открылась большая, на три этажа выставка — «Незнакомка. Динара Асанова».

Прогулять уроки ради кино. В «Ленфильме» открылась выставка «Незнакомка. Динара Асанова» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

В этом году исполнилось 80 лет со дня рождения кинорежиссера, создательницы пронзительных фильмов о подростках, взрослении и поисках себя, любви и ее отсутствии. Чуть больше двух месяцев назад на «Ленфильме» представили отреставрированную кинокартину «Не болит голова у дятла». Теперь — выставку.

«Этого человека необходимо вспоминать, — говорит Анна Маугли, одна из кураторов. — Необходимо обращаться к ее наследию, сделать его широкодоступным… Гармония — основа всего ее творчества. Гармония между взрослыми и детьми, мужем и женой, внутренняя гармония… Я считаю, что есть острейший запрос на фильмы подобного плана. Образовавшуюся после ухода Асановой пустоту никто так и не смог заполнить».

Слоганом экспозиции стали слова друга и постоянного члена команды Асановой монтажера Тамары Липартия: «Мы — последние осколки, оставшиеся от мира Динары». «Незнакомка» — название последнего фильма, который режиссер не успела закончить. Из отснятых эпизодов была смонтирована 50‑минутная лента. Ее можно увидеть в одном из выставочных залов, где она демонстрируется в режиме нон-стоп.

На первом этаже показывают сцены из другой картины — «Не болит голова у дятла». Тут же, на подиуме, усыпанном осенними листьями, — барабанная установка, о которой мечтал Сева Мухин, главный герой, подросток, который хотел стать барабанщиком. И ряд других предметов — барабанные палочки, печатная машинка, магнитофон… Все они связаны со съемками фильмов Асановой, у каждого — своя история (читайте этикетки).

Дальше — афиши (к каждому фильму — несколько разных), старые фотографии и… тексты, тексты, тексты (воспоминания, цитаты из сценариев и интервью). Есть несколько реконструкций костюмов — воссозданные образы героев кинолент, выполненные специально для выставки. Один из залов оформлен как школьный класс. Вместо доски — экран. В роли «учебных материалов» — подробная фильмография Динары Асановой. «Добро пожаловать в специализированную школу с углубленным изучением кинематографа. Экзамены сдаст только тот, кто ради кино готов прогулять уроки», — написано на одном из стендов большими буквами.

В соседнем помещении оборудован «монтажный стол». Тут зрителю предлагают посмотреть интервью Динары и документальные фильмы о ней. На стендах — рассказ о незаконченном фильме «Незнакомка». «Эта история начинается как хроника обычного подросткового бунта шестнадцатилетней девочки, алчущей шмоток и внимания красивого мальчика», — пишут кураторы. Она разворачивается в размышление о том, что бесполезно «искать одобрения, интересничая или прикидываясь кем‑то другим». Одна из последних фраз сценария фильма, написанного Юрием Клепиковым, звучит так: «Да, вы упали. И еще неоднократно упадете. Но нужно вставать и продолжать идти».

Из множества слов и кадров складывается не только сама экспозиция, но и образ ее главной героини — человека, актрисы, режиссера. «Команда Динары участвовала в создании этой выставки, — рассказывает Дмитрий Мишенин, куратор, — без них мы бы не справились. Воспоминания разных людей мы соединяли и перепроверяли, чтобы получить цельную картину».

На выставке много живых, трогательных мелочей. Рядом с «монтажным столом» — два граненых стакана в подстаканниках и картонный пакет в форме пирамидки (в таких продавали молоко когда‑то). В небольшой стеклянной витрине — хлопушка со съемок фильма «Ключ без права передачи». Парты в «классе» расписаны забавными и мудрыми цитатами: «А меня хоть бей, хоть золотом осыпь, я ничего, кроме любви, не чувствую сейчас».

Зритель узнает, что Динара Асанова была помимо всего прочего художником, писала портреты людей, которые были ей интересны. Один из них — портрет Беллы Ахмадулиной — представлен здесь. Правда, это не оригинал (его местонахождение установить не удалось), а копия. «Мы нашли в архивах слайды и распечатали картину в оригинальном размере», — объясняет Анна Маугли. На фотографиях, которые можно увидеть тут же, рядом с портретом запечатлены и автор, и модель.

На третьем этаже — сюрприз. Вместо архивных материалов и старого кино — цифровая живопись, работы современной арт-группы Doping Pong. Двое из трех ее участников (Анна Маугли и Дмитрий Мишенин), собственно, и являются кураторами всей выставки в целом. «Мы выросли на фильмах Динары Асановой, мы ее очень сильно любим, — говорит Анна. — И, когда нам предложили сделать посвященную ей экспозицию, не смогли отказаться, потому что это очень важный для нас человек, который повлиял на наше становление, на наше видение жизни». Doping Pong представляет композиции, похожие на стереооткрытки и календарики 1980‑х. На них — кадры из кинокартин Асановой. Кое-где наложены смешные рисунки и надписи: «Минздрав СССР предупреждает — курение хлебобулочных изделий не опасно для вашего здоровья»

Но и это еще не последняя «серия». После знакомства с выставкой кураторы рекомендуют совершить прогулку по местам съемок фильмов Асановой. Соответствующую карту можно найти на первом этаже.

«У меня всегда вызывал восхищение Ленинград Динары, — рассказывает Дмитрий Мишенин. — Для меня это родной город. И мне всегда было интересно, как кинорежиссер, девушка из далекой Киргизии, увидела его так, как не видит ни один ленинградец. Так, что потом мы учились любить его через ее кино. Оператор Дмитрий Долинин помог мне раскрыть этот секрет. Именно он знакомил Динару с нашим городом, показывал ей непарадный Петербург — Крестовский остров, дворики Петроградского района. Динара, как гениальный режиссер, все это впитывала, пропускала через себя. И вместе с Дмитрием они снимали и создавали тот самый Ленинград, в который мы навсегда влюбились».


#выставка #кино #кинорежиссер #Ленфильм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (7301) от 21.11.2022 под заголовком «Прогулять уроки ради кино».


Комментарии