В Доме журналиста работает выставка о жизни писателей в Петрограде после революции

До 25 ноября в Доме журналиста на втором этаже открыта выставка «ДИСК: «сумасшедший корабль» искусства 1920‑х» (0+). Она подготовлена литературным музеем «XX век» и рассказывает о жизни писателей в Петрограде в первые годы после революции.

В Доме журналиста работает выставка о жизни писателей в Петрограде после революции | ФОТО Википедии / A.Savin / CC BY-SA 3.0

ФОТО Википедии / A.Savin / CC BY-SA 3.0

Многие нашли приют в Доме искусств (ДИСКе), который открылся в 1919 году благодаря хлопотам Максима Горького, Корнея Чуковского и Николая Тихонова. ДИСК разместился в громадном особняке купцов Елисеевых, выходящем на Невский, набережную Мойки и Большую Морскую.

Основу выставки составляют мемуарные тексты: роман Ольги Форш «Сумасшедший корабль», воспоминания Владислава Ходасевича, Всеволода Рождественского, в которых описана бурная литературно-художественная и бытовая жизнь писательской коммуны. Здесь можно было получить тарелку селедочного супа, иногда запеканку из мороженой картошки с воблой или пшенку с селедкой.

В ДИСКе было теплее, чем в промерзших петроградских и московских квартирах, ставших зимой непригодными для житья. «Хорошие две комнаты, чисто, градусов 10 – 12 тепла…» — вспоминал Владислав Ходасевич, один из жильцов этого ковчега, спасавшего от житейских бурь, от голода и холода. После 5 градусов тепла, выше которых не поднималась зимой температура в его московской комнате, это казалось благословением. Но все же не жарко, и многие не снимали пальто. Но не все. Как вспоминают очевидцы, поэт Георгий Иванов всегда был в отменно отутюженном костюме и выглядел вызывающе элегантно.

Самому Иванову запомнился бал-маскарад в этом доме в январе 1921 года. В эмиграции он написал воспо­минания об этом событии: «Первый бал за три года существования Северной Коммуны… И вдруг — маски, фраки, улыбки, запах духов, французский говор… Я не люблю балов, но в этом балу, право, было что‑то волшебное… призрак легкой, прелестной, потерянной жизни». Об этом бале вспоминает и Ирина Одоевцева в книге «На берегах Невы». Был лютый холод, а Николай Гумилев явился во фраке и белой сорочке. Это был вызов обстоятельствам в стиле истинного денди.

Здесь началась романтическая любовь Ходасевича и Нины Берберовой, ставшей его женой. Случайно встретившись на праздновании Нового, 1922‑го, года в Доме литераторов, Берберова и Ходасевич вдвоем пошли в ДИСК через занесенный снегом город — с Бассейной на Мойку. Рождество они уже отмечали вместе, тоже в ДИСКе. Берберова оставила об этой ночи воспоминания: «Часа в три ночи мы пошли по глубокому снегу в соседний подъезд, к его входу, и просидели до утра у его окна, глядя на Невский, — ясность этого январского рассвета была необычайна, нам отчетливо стала видна даль, с вышкой вокзала, а сам Невский был пуст и чист, и только у Садовой блестел, переливался и не хотел погаснуть одинокий фонарь, но потом погас и он».

В 1923 году Горький уехал за границу, и жизнь Дома искусств сошла на нет.

Вход на выставку свободный. Можно приобрести билет на групповую экскурсию.


#выставка #Дом журналиста #писатели

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (7300) от 18.11.2022 под заголовком «Литературный ковчег».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?