Программа «Наследники великого города» продолжает действовать в Петербурге

Совсем еще недавние перестроечные времена уже стали историей. Вот и программа Городского дворца творчества юных (в ту пору еще Дворца пионеров) «Наследники великого города», стартовавшая в октябре 1990 года, тоже уже стала историей. Хотя она успешно продолжает действовать и сегодня.

Программа «Наследники великого города» продолжает действовать в Петербурге | Фото: Wikimedia Commons / A.Savin / CC BY-SA 3.0

Фото: Wikimedia Commons / A.Savin / CC BY-SA 3.0

– Тогда, тридцать лет назад, прежние ценности стремительно утрачивались, комсомол и пионерская организация исчезали на глазах, надо было срочно придумывать, на какой основе воспитывать детей. Мне кажется, что нам удалось тогда найти точку опоры, по крайней мере одну из них: история и культура нашего города. С годами мы поняли, что не ошиблись и что наша идея злободневна и по сей день, – говорит методист Дворца творчества юных Владимир Аксельрод.

Чтобы представить, как сегодня работает программа в масштабах всего города, в Аничковом дворце собрались педагоги, занимающиеся школьным краеведением в самых разных его формах.

В программе сегодня несколько направлений. В первую очередь – исследовательские проекты, ежегодная конференция «Война. Блокада. Ленинград», проект «Спасенное детство», посвященный судьбам детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда, а также конкурсы юных экскурсоводов.

– Школьники любят познавать город, совершая походы. Второй год мы проводим «Путешествие в прошлое», посвященное поиску следов древних цивилизаций в коллекциях музеев, в архитектуре, в памятниках города. Сначала занимались древностью и Античностью, в этом году – Средневековьем. Уже более ста команд из самых разных школ действуют по этой программе, – пояснила Татьяна Смирнова, она руководит сектором исторического краеведения и школьного музееведения.

Новый проект, который в нем сейчас готовят, называется «Петр Первый.ру». Он посвящен 350-летию со дня рождения основателя нашего города. Главная задача – представить Петра не просто как историческую фигуру, а как государственного деятеля, который может служить примером созидательной деятельности. Предусмотрена программа музейного ориентирования «Здесь будет город заложен», фестиваль виртуальных экскурсий. Школьники представят стихи, сочинения, эссе и рассказы.

В других частях города – свои краеведческие сюжеты. К примеру, в Невском районе учителя придумали для младших школьников маршруты путешествий по городу «Петербургский навигатор». В нынешнем году они звучат как «Время и часы». В Курортном районе изобретают алфавит достопримечательностей, в Красногвардейском проводят «краеведческий диктант»: хоть он и напоминает тестирование ЕГЭ, но школьникам нравится.

В музее 429-й школы города Ломоносова ребята построили из объемных картонных моделей квартал «Самарский городок», в котором до революции квартировал 147-й Самарский полк.

– Задание – на скорость и внимательность: восстановить в макете старый район, соединив существующие и утраченные постройки, – поясняет районный методист по краеведению Мария Дымникова. – Часть зданий уцелела, часть нет. На месте церкви – стадион. Кирпичная стена сохранившегося по сей день складского здания – это бывшая стена полкового полигона. Ее использовали как тир, поэтому она вся в следах от выстрелов.

В доме детского и юношеского творчества «На Мечникова, 2» задумали проект ретрофотографий Калининского района, посвященный его 85-летию. Педагоги подсказали ребятам, в какие архивы и школьные музеи можно обратиться, но начать поиск предлагают прежде всего с семейных альбомов – именно там можно порой сделать самые удивительные и неожиданные открытия.

Документальный фильм «Васильевский остров в годы блокады» – совместный проект четырех учебных заведений Василеостровского района. Почти год ушел на его осуществление, школьники и педагоги собирали воспоминания, документы, фотографии. Ленту открывают строки стихотворения Ольги Берггольц «Я иду по местам боев...». Фильм, который в Интернете уже посмотрели более 130 тысяч человек, о том, как василеостровцы стояли у станков, ремонтируя самолеты и корабли, собирая радиостанции «Север» и реактивные снаряды «катюша», разрабатывали витаминные смеси и проводили научные исследования...

А в Колпинском районе родилась идея проводить исторические походы школьников по местам линии обороны 1941 – 1944 годов, педагоги разработали военно-историческую программу «Защита колпинских рубежей».

– Мы готовим самодельные памятные знаки – мальчишки своими руками сколачивают их на уроках труда – и отмечаем ими точки ожесточенных боев на колпинских рубежах. Знаки временные, но мы обратились к муниципалам за поддержкой, – рассказала руководитель музея «История ижорской земли и города Колпино» районного Дворца творчества детей и молодежи Марина Смагина.

Одну из табличек школьники поставили на местах наступления Ижорского батальона в сентябре 1941 года. Рядом – фундамент старой часовни и бывшее приходское кладбище. Здесь, на самой южной точке Колпинского сектора укрепрайона, удалось остановить натиск противника. Правый фланг позиций ижорских рабочих упирался в погост, левый подходил к полотну железной дороги. В кровопролитных боях часовня и кладбище переходили из рук в руки, но враг не прошел.

В двухстах метрах от часовни – отметка 19,1 на военных картах того времени. Здесь была опорная точка немецких позиций, за овладение ею погибли тысячи советских бойцов. В память об этом здесь школьники тоже установили скромную табличку.

– Главным оборонительным рубежом Колпина был противотанковый ров от железной дороги до Московского шоссе протяженностью пять с половиной километров, – поясняет Смагина. – За него шли ожесточенные бои. Это памятное место, которое нужно сберечь во что бы то ни стало. Дело в том, что у рва нет охранного статуса, он может просто исчезнуть, поскольку к нему с двух сторон, от Колпина и Тосненского района, продвигается новая застройка.

#дети #воспитание #Дворец творчества юных

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (6797) от 02.11.2020 под заголовком «Не пионер ребятам пример».


Комментарии