Приручение бумаги, и не только. Известные художники представили свои акварели на выставке в Петербурге
Музей искусства Санкт-Петербурга XX - XXI веков показывает персоналии двух друзей, известных художников. Алексей Талащук назвал свой проект «Эпоха шестого солнца», Латиф Казбеков - «Фактура жизни».
Латиф Казбеков. «Стена». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Название «от Талащука» отсылает к пророчествам древних майя, которые утверждали, что рано или поздно наступит «эпоха шестого солнца» - время великих духовных открытий. Именно о нем выставка, построенная на сочетании больших картин и акварелей с почти миниатюрными эмалями. Контраст дополнен глухой цветовой гаммой произведений на холсте и бумаге и мерцающими эмалями, которые, как известно, представляют собой обожженную стекловидную массу.
Кажется, что из древних времен до нас дошла эмаль «Путешествие». Не Одиссей ли это плывет на своем корабле, который окружают огромные рыбы. «Профиль» - не изображение ли это философа Аристотеля, а «Воин» - полководца Александра Македонского? Даже акварели «Из детства» с мальчиком, шагающим по крыше, и «Детство. Разбег» с ангелоподобным ребенком, который осваивает самокат, конечно, не из автобиографии Талащука. Они из времен древних майя. Тем более картины «Гладиатор» и «Философ», где последний крадется среди античных руин. Наверное, в поисках истины.
На вернисаже Талащук, вспомнив Петра Бучкина, своего наставника в Мухинском училище, заметил, что любой художник должен быть благодарен судьбе. И тут же добавил, что судьба формируется самим художником, его работой, его воспоминаниями.
«Фактуры жизни» Латифа Казбекова - акварели на бумаге ручного отлива и «рельефы» в авторской технике, также из «прирученной» бумаги, на первый взгляд, действительно о прозе жизни. Вот «Туман» из серии «Горизонты» - разбитый баркас у разбитого причала, разбитые надежды... «Млечный путь», который хотя и напоминает китайскую и японскую каллиграфию, но остается зимним пейзажем в каком-нибудь петербургском городском парке. Уже не говоря про «Дверь из прошлого»: в высоком брандмауэре со следами двухэтажного дома, стоявшего впритык к нему, пробит проем. Туда вставлена современная железная дверь.
И виртуозные «рельефы» с изображениями пышнотелых дам из нашей городской жизни. А волков и буйволов Казбеков, наверное, подсмотрел в зоопарке. В крайнем случае съездил в какой-нибудь заповедник.
Все меняет акварель из серии «Незаконченная партия». На переднем плане - человек, склонившийся над шахматной доской. И только потом мы замечаем, что он помещен на одну из клеток огромного поля, где в других клетках также находятся люди. И скоро их двинет неведомая рука «настоящего гроссмейстера».
И тогда «рельефы» Казбекова - «Охота» с тремя бегущими волками, «Танк (Носорог)», «Стена» из трех стоящих бок о бок буйволов со страшными рогами - получают грозный метафорический смысл. И только серия «Гармония» с тремя почти античными грациями, еще дает надежду.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 139 (6492) от 31.07.2019 под заголовком «Приручение бумаги, и не только».
Комментарии