Не пророки из Москвы. Выставка «Предсказания и откровения» открылась в «Манеже»
В ЦВЗ «Манеж» открылась выставка «Предсказания и откровения» московской группы AES + F (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридкес) - на сегодня самых востребованных в мире российских художников.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Предваряя вопросы журналистов на пресс-превью, художники заявили: «Мы не пророки. А выставка не ретроспектива, хотя на ней представлены произведения, созданные в разные годы начиная с 1996-го и закачивая 2019-м».
«Санкт-Петербургские ведомости» предложили AES+F объясниться: «Со времени вашей предыдущей большой персоналии в Петербурге (она состоялась в Русском музее) прошло ровно 12 лет. Что изменилось в мире и вашем творчестве?». Ответ был таким: «Тогда было время неестественной эйфории от экономического подъема. Но вскоре плюс сменился на минус: появилось больше страхов, стало меньше надежд на технологии, подверглись сомнению достижения ХХ века. Мы пытаемся отразить эти изменения. Страх - плохой помощник в работе. Сомнения, дающие повод для серьезных размышлений, плодотворнее».
«Манеж» вместе с художниками и куратором Полиной Могилиной из московской галереи «Триумф», предоставившей произведения AES+F, постарались сделать выставку интересной для разной аудитории. Можно зайти в бедуинскую палатку, заказанную в Египте, и, лежа на алых подушках, рассматривать принты на шелке из «Исламского проекта». С помощью компьютера самые знаменитые западные мегаполисы обрели купола и минареты и стали похожи на ближневосточные города.
Или можно направиться в «театр» и посмотреть полную видеозапись премьеры оперы Джакомо Пуччини «Турандот», которая состоялась 19 января 2019 года в Театре Массимо (Палермо). AES+F создали компьютерную сценографию и костюмы. Действие перенесено в Пекин 2070 года, принцесса Турандот правит огромной транснациональной Китайской империей. Строй, который она создала, называется «радикальный техноматриархат».
Можно сфокусироваться на хайтековской скульптуре из металла и пластика. Серия Action Half-Life - про подростков, которые всегда выходят героями-победителями в компьютерных войнушках. Только реальность окажется прозаичнее и жестче. Серия «Ангелы-демоны» демонстрирует черных фиберглассовых младенцев, у которых на спинах - крылья, а из подгузников торчат драконьи хвосты. «Четкой разницы между ангелами и демонами не существует. Зло может выглядеть хорошо, и наоборот», - поясняют авторы в экспликации.
Кстати, составной частью этой серии является скульптура «Первый всадник», которая находится в фондах Русского музея. Павел Пригара, директор «Манежа», сообщил, что ведет переговоры о ее реставрации и показе в общественном пространстве.
Центр выставки - видеотрилогия «Последнее восстание», «Пир Трималхиона», Allegoria Sacra. Слово «видео» правильнее взять в кавычки, потому что художники не пользуются видеокамерой. Делаются тысячи фотоснимков живых актеров, которые последовательно двигаются по сценарию, заданному художниками. Затем кадры «сшиваются» на компьютере. Получается максимально четкая картинка. В то же время у зрителя создается впечатление по-особому тянущегося времени, «потраченного» персонажами на страдания, удовольствия, ожидание.
Трилогия соответствует классической триаде - ад, рай, чистилище. По словам художников, в аду «все борются против всех и сражаются сами с собой. Это виртуальный мир, который празднует конец идеологии, в конечном итоге - гуманизма».
Пир отсылает к античному «Сатирикону» Петрония, только действие происходит в суперсовременном семизвездном отеле. «Аллегория» напоминает про одноименную картину Джованни Беллини (1500 год). Действие перенесено в огромный аэропорт, где происходит современное вавилонское столпотворение. Чего ждут все пассажиры? Этот вопрос - к зрителям.
У группы AES + F много критиков и много почитателей. ЦВЗ «Манеж» по 22 сентября дает петербуржцам редкую возможность составить собственное представление об их главных работах.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 135 (6488) от 25.07.2019 под заголовком «Не пророки из Москвы».
Комментарии