Приоткрыли занавесочку. Над чем работают петербургские скульпторы?
Традиционный День открытых дверей состоялся в мастерских Дома скульптора петербургского Союза художников на Заневском проспекте, 26. На несколько часов дом стал своеобразным музеем. А скульпторы, работающие с камнем, металлом, деревом, — экскурсоводами. Они показали всем желающим свои новые и прежние работы, а также задумки, существующие в небольших моделях и на рисунках.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Мы начали поход по мастерским одними из первых, в 11.00, с визита к Владиславу Серову, организатору Дня открытых дверей. Он рассказал, что это событие проводится в четвертый раз, дата в начале весны выбрана не случайно (6 марта родился великий Микеланджело), и она отмечается во всем мире как праздник ваятелей. В этом году участвовали 15 скульпторов, а всего в доме 28 мастерских. Но кто‑то сейчас работает над заказами на объектах или находится в командировках. Да и вирус еще не отступил полностью.
Сам Серов делит мастерскую с Семеном Платоновым и показывает фото их совместной работы для городского пространства — памятник «Мастерам боевых искусств», который недавно установлен у здания спорткомплекса «Петроградец». Сейчас Серов и Платонов вместе с архитектором Александром Крыловым и географом Ольгой Подшувейт готовят концепцию скульптурного парка «Арктика». Они предлагают разместить его на намывных территориях Васильевского острова. «На береговой линии длиной около километра мы задумали шесть тематических зон. Первая — поморы, вторая — эпоха паруса, третья — паровые машины, четвертая — рождение арктической авиации, пятая — арктический атом и шестая — «Триумф Арктики», — поясняет Владислав Серов.
Он стал готовиться к мастер-классу по обработке мрамора, а мы перешли в мастерскую Ольги Ивашинцовой, ученицы Михаила Аникушина, которая сорок лет трудится в Доме скульптора. Сейчас Ольга Александровна работает над бюстом Наталии Гончаровой, жены Пушкина, для музея в Пятигорске. Его создают потомки рода Гончаровых. Мечта Ивашинцовой — установить в Петербурге скульптурную композицию, посвященную поэме «Реквием» Анны Ахматовой. Работа начиналась несколько лет назад, тогда были планы создать в Петербурге парк современной скульптуры. Но потом все затихло. Воспользовавшись паузой, Ивашинцова готовит работы прошлых лет для отправки в собрания художественных музеев Орла, Тулы и других российских городов.
В мастерской Ирины Расковской нас встречает большая скульптура сидящей дамы. «Это портрет Анны Голубкиной — моя дипломная работа. Эскиз был одобрен Аникушиным», — поясняет скульптор. Сейчас Ирину занимает тема яблока, которое, по ее словам, присутствует во всех культурах. Задумана выставка, где яблоко будет показано как в скульптуре, так и в графике. А для весенней выставки в петербургском Союзе художников Расковская подготовила «Автопортрет» в новой для себя технике керамических пластов.
Обычно мастерские скульпторов заполнены работами. У Алены Яковлевой непривычно много свободного пространства. «Я здесь всего полтора года», — говорит она и показывает нам серию «Мысли». Она выполнена в разных материалах и изображает человеческую голову, в которую вставлены то христианский символ рыба, то ключи от дверей, то простые бухгалтерские счеты. «Люди думают о разном», — философски замечает Яковлева и идет готовить мастер-класс по лепке из глины. Юные скульпторы лепили лошадь. Потом фигурки обожгут и подарят авторам. Вечером Алена провела другой мастер-класс для взрослых по вырезанию из пенобетона копии растительного рельефа, украшающего древний белокаменный храм в Юрьеве-Польском.
А мы перешли в царство дерева. Скульптор Айдар Ишемгулов рассказал, что работает в основном с дубом и березой. Только «Кентавр» создан из можжевельника. Автор поясняет, что деревья не пилит. Использует только высохшие. Так было с можжевельником. Знакомый скульптора узнал, что несколько лет назад в одном из карельских лесов был крупный низовой пожар. После него деревья засохли. «Мы вывезли три машины», — добавляет Айдар. И показывает свои ироничные работы. «С легким паром» — фигура малыша в огромных валенках отражает впечатления детства, проведенного в Башкирии. «Корова, вставшая на дыбы» — фантазия на тему Диоскуров и коней, стоящих у петербургского «Манежа». «Балерун в прыжке» — первоначально посвящалась танцовщику Рудольфу Нурееву. Но потом Ишемгулов нашел красивый черный камень, сделал из него голову и получился «Отелло».
Среди нескольких мастер-классов, проведенных на Дне открытых дверей, состоялась встреча Павла Тихомирова с начинающими авторами, которая называлась «Новые инструменты скульптора». Речь шла об использовании компьютерных технологий и 3D-проектирования при создании традиционных объектов. Именно так Тихомиров создал гранитную скульптуру «Телепес», которая стала призером городского конкурса малых архитектурных форм.
Постепенно Дом скульптора стал наполняться заинтересованной публикой. «Спасибо, приоткрыли занавесочку», — ответила на наш вопрос о впечатлениях Елена, которая впервые попала в мастерские скульпторов. Мы не стали мешать общению мастеров с народом. Только узнали, что Лева Бейбутян завершает работу над мемориалом студентам и преподавателям Кораблестроительного института, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Ашот Казарян продолжает серию скульптур, они посвящены художникам, любившим кошек. Матисс и Пикассо уже готовы, на очереди — Климт.
Спускаемся в подвал в стеклодувную мастерскую, где колдует Егор Комаровских. Он называет себя самоучкой. Окончил Макаровку, занимался логистикой, потом работал кузнецом. Пять лет назад полностью переключился на стекло. Егор показал, как кварцевый песок превращается в изящные вещи. Для дилетантов было полезным узнать, что кроме нагревательных печей в производстве изделий из стекла используются охладительные. Они постепенно доводят готовое изделие до комнатной температуры.
Перед тем как покинуть гостеприимный Дом скульптора, еще раз заглядываем к Владиславу Серову и узнаем, что скульпторы предложили провести однодневную выставку в сквере перед театром «Буфф». Это в двух шагах от мастерских. «Мы настроены на позитивную повестку», — подчеркивает Серов.
Оказывается, осенью прошлого года скульпторы узнали, что их дом, который они считали собственностью петербургского Союза художников, зарегистрирован как собственность Петербурга. Здание было построено в 1969 году для мастерских скульпторов. Не случайно здесь шестиметровые потолки в помещениях мастерских, имеющих площади 60 и 40 кв. метров. Но формально дом не был введен в эксплуатацию. Возможно, по той причине, что планировалось строительство второй очереди, но все осталось исключительно на бумаге. То здание, которое вплотную примыкает к Дому скульптора, не имеет к мастерским никакого отношения.
Сейчас юридическими тонкостями этого дела занимается суд. Скульпторы обратились к городским властям с призывом не лишать их мастерских как социально значимого объекта. День открытых дверей это еще раз показал. Один из вариантов решения проблемы — передача Дома скульптора в городской Фонд творческих мастерских.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 46 (7129) от 16.03.2022 под заголовком «Приоткрыли занавесочку».
Комментарии