В Петербурге покажут «Казнь заговорщиков в России»

1 августа в Музее политической истории России открывается выставка одной картины - «Казнь заговорщиков в России» Василия Верещагина (на снимке). Она стала одним из хитов большой персональной выставки художника, которая недавно состоялась в Третьяковской галерее.

В Петербурге покажут «Казнь заговорщиков в России» | ФОТО с сайта www.polithistory.ru

ФОТО с сайта www.polithistory.ru

Верещагин создал картину в 1884 - 1885 годах как часть серии «Трилогия казней». Кроме нее туда вошли «Распятие на кресте у римлян» (1887, частное собрание) и «Подавление индийского восстания англичанами» (около 1884, местонахождение неизвестно). «Казнь заговорщиков» изображает сцену казни народовольцев, организаторов убийства Александра II, произошедшего 1 марта 1881 года. Заговорщики были казнены 3 апреля на Семеновском плацу.

Художник этого не видел, не сочувствовал народовольцам, но был противником смертной казни. Позже прокомментировал свою картину: «Перед нашими глазами холодный северный зимний день. Масса народа столпилась на одной из петербургских площадей, протискиваясь к виселице... Преступник, окутанный белым саваном, с капюшоном поверх головы, только что был повешен и еще кружится на веревке, а народ стоит в немом изумлении от ужаса перед поучительным зрелищем... А в это время снег продолжает падать, из фабрик поднимается к небу дым, работа продолжает идти своим порядком». Художнику удалось создать образ мрачного Петербурга, показать одну из его трагических историй.

Картина была впервые показана на выставке Верещагина в Вене в 1885 г. под названием «Повешение». В Россию был запрещен ввоз не только самой картины, но и репродукций с нее. Тем не менее, пройдя через несколько рук, она попала в Петербург, где была конфискована полицией. Об этом стало известно только после Февральской революции. В 1921 году наркомпрос передал картину в Музей революции (предшественник ГМПИР).

В послевоенные годы «Казнь заговорщиков» являлась частью экспозиции про народовольцев, старожилы помнят ее в одном из парадных залов особняка Кшесинской. Около 40 лет назад при смене экспозиции картина была отреставрирована... и накатана на вал.

В начале 2017 года, готовясь к выставке в Петербурге и Москве, которая посвящалась 175-летию со дня рождения Верещагина, сотрудники Русского музея и Третьяковской галереи попросили раскатать холст размером 3 на 4 метра. Стало ясно, что состояние картины не позволяет показать ее здесь. Москвичи, имея год в запасе, успели провести реставрацию.

Выяснилось, что состояние красочного слоя хорошее, он сохранился без серьезных повреждений. С холстом дело обстояло сложнее. Во время предыдущей реставрации был использован некачественный дублирующий материал. Специалистам Третьяковской галереи стало понятно, что картину невозможно натянуть на подрамник. Потому этот «дубль» был полностью удален, под оригинал подложен специальный пластик и затем новый дублирующий холст.

Выставку картины «Казнь заговорщиков в России» сопровождает фильм о реставрационных работах. Она завершится 31 августа, после чего музей примет решение, как показывать картину в дальнейшем. Ясно одно - на вал редкое произведение знаменитого и во многом еще не понятого Верещагина не вернется.

Читайте также: Мы узнали об успехе родственника художника Василия Верещагина в достаточно неожиданной сфере.

#художник #выставка #музей политической истории

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (6247) от 01.08.2018 под заголовком «Приглашение на казнь».


Комментарии