Николай Верещагин: «съедобный» успех брата художника

В Череповце находится деревянный дом, где когда-то жили живописец-баталист Василий Верещагин и его брат Николай. Мы узнали об успехе родственника художника в достаточно неожиданной сфере.

Николай Верещагин: «съедобный» успех брата художника | Мемориальный дом-музей Верещагиных в Череповце. ФОТО АВТОРА

Мемориальный дом-музей Верещагиных в Череповце. ФОТО АВТОРА

Город Череповец - промышленная столица Русского Севера - отличается геометрической правильностью расположения улиц и размеренной жизнью его населения, не знавшего и не знающего, что такое безработица. В историческом центре вблизи впадения реки Ягорбы в Шексну - одну из главных артерий водного пути из варяг в греки — на Социалистической (бывшей Благовещенской) улице стоит деревянный двухэтажный дом, принадлежавший некогда семье Верещагиных. 14 (26) октября 1842 года здесь родился Василий Васильевич Верещагин, будущий выдающийся живописец-баталист.

Однако в Мемориальном доме-музее Верещагиных экспонатов, непосредственно связанных с художником, немного. Оно и понятно: Василий покинул Череповец в девятилетнем возрасте, поступив в Морской кадетский корпус в Петербурге, а его полотна сериями скупал на петербургских аукционах московский коллекционер П. М. Третьяков. Зато в помещениях нижнего этажа полно экспонатов, посвященных его старшему брату выдающемуся промышленнику и общественному деятелю России Николаю Васильевичу Верещагину (1839 - 1907).

Николай Верещагин тоже окончил Морской кадетский корпус, но от флотской карьеры отказался и поступил в Санкт-Петербургский университет. Женившись после отмены крепостного права на крестьянской девушке, он отправился в Швейцарию в свадебное путешествие, перевернувшее в итоге всю его жизнь. Дело в том, что, регулярно посещая молочные фермы, производившие знаменитые швейцарские сыры, Николай Васильевич освоил ремесло сыровара и по возвращении в Россию решил заняться организацией широкомасштабного производства сыров, не только швейцарских, но и голландских, английских, французских.

Для разворачивания столь внушительного бизнеса потребовались деньги. Помог случай: Верещагину стало известно, что состоятельные тверские купцы передали в Вольное экономическое общество (ВЭО) в Петербурге изрядную сумму при условии, что она будет использована для поднятия экономики именно Тверской губернии. На эти деньги и на ежегодные субсидии 1300 рублей, выдававшиеся Н. В. Верещагину из собственных фондов ВЭО, предприниматель основал в 1865 году в приволжских селах Отроковичи и Едимоново, расположенных в 20 - 25 километрах к юго-востоку от Твери, первые крестьянские артели по производству масла и сыров, а в Едимонове еще и школу по подготовке специалистов для молочного хозяйства.

Без проблем не обошлось. Как рассказывает директор Дома-музея Верещагиных Любовь Хазаросовна Маликова, хитрые крестьяне стали (кто бы мог подумать!) разбавлять молоко водой. Пришлось спешно организовывать контрольную лабораторию, в создании которой непосредственное участие принял не кто иной, как Дмитрий Иванович Менделеев. Память о таком сотрудничестве хранит музейный рисунок, изображающий Д. И. Менделеева и Н. В. Верещагина сидящими за столом на веранде дома в Едимонове, где они, по рассказам, доили по очереди «на спор» удоистую корову Няньку. Автор рисунка - однокашник Николая Васильевича по Морскому корпусу Владимир Иванович Бландов - крупный молочный промышленник, вместе с которым Верещагин организовал в селе Коприно под Рыбинском производство голландских сыров.

В 1869 году Николай Васильевич открыл в Москве фабрику, выпускавшую специальную луженую посуду для молока и оборудование для маслобоен и сыроварен. В том же году «за заслуги по устройству и распространению крестьянского сыроварения» он был награжден орденом Св. Анны III степени. Велика заслуга Н. В. Верещагина в распространении в России регулярного ветеринарного обследования дойного стада, в издании газеты «Вестник российского сельского хозяйства» и журнала «Молочное хозяйство». Принимал он участие в конструировании железнодорожных вагонов-ледников для транспортировки деликатной продукции по всей России и за рубеж, а также в организации многочисленных выставок молочных продуктов и соответствующего оборудования в своей стране и за ее пределами. Так, среди 212 экспонатов из России, получивших высшие награды на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, были и изделия предприятий Верещагина. И, наконец, им был разработан рецепт изготовления знаменитого «Вологодского» масла, которое в дореволюционной России называлось «для форсу» «Парижским», на выставке 1900 года - «Российским», хотя правильнее всего его надо было бы именовать «Тверским».

Пройдя по нижнему этажу череповецкого Мемориального дома-музея Верещагиных, можно ознакомиться со всей историей изготовления сливочного масла. Здесь представлены примитивные мутовки, особым способом сделанные крестьянами из самых верхних ветвей деревьев непременно с нечетным количеством сучков; кадки-пахталки и палки-взбивалки для производства масла в домашних условиях; чертежи и фотографии сепараторов Густава де Лаваля. Около бюста Н. В. Верещагина - витрина с его личными вещами. Рядом - витрина с коллекцией старинной молочной посуды.

А все-таки почему масло высшего качества кремового оттенка с приятным ореховым вкусом называется «Вологодским»? Все просто: последние годы Николай Васильевич Верещагин работал над созданием в Вологде профильного высшего учебного заведения. Уже после кончины в 1911 году его проект утвердил Николай II. Так в селе Молочном близ Вологды был открыт Вологодский молочно-хозяйственный институт, которому в 1995 году одновременно со статусом академии было присвоено имя Н. В. Верещагина.

#путешествия #череповец #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (6247) от 01.08.2018 под заголовком «Сыровар и маслодел Николай Верещагин».


Комментарии