Премьеру моноспектакля «Лес.Актриса» показали в Театре им. Комиссаржевской
В Театре им. В. Ф. Комиссаржевской прошла премьера моноспектакля «Лес.Актриса».

ФОТО предоставлено пресс-службой Театра им. В. Ф. Комиссаржевской
Театр лишь предоставил свое пространство – от входа до Большого фойе – проекту Бориса Павловича «Лес». Вернее, части проекта, состоящего из дюжины частей, которые, подобно деревьям в лесу, «прорастают» в городе: то в Петрикирхе, то в бутике, а то вот – в дружественном театре. «Лес.Кастинг», «Лес.Книга», «Лес-Молитва», «Лес.Застолье»... Основывается проект на трудах философа Владимира Бибихина, а именно цикле его лекций «Лес», о чем уже сообщала читателям наша газета. Обязательно ли читать эти сложнейшие философские тексты перед просмотром очередного спектакля? Наверное, нет. Я, например, перед «Актрисой» успела почитать только о самом Бибихине. Да и моноспектакль Кристины Токаревой, признаюсь, заинтересовал меня не столько как часть сложного проекта, а как посвящение Вере Федоровне Комиссаржевской.
Начался он в пустом гардеробе, где одиноко болтался на вешалке темно-синий жакет с золотым шитьем на рукавах. Собравшаяся публика в ожидании начала болтала, делала селфи... И вдруг кто-то громко и четко сказал, почти крикнул: «Театр!». Все замолчали. В гардеробе стояла девушка. Ровесница пестро и ярко одетых зрительниц с розовыми и зелеными волосами, рыжими дредами, легкими платьицами в сочетании с тяжелыми ботинками. Но совсем на них не похожая. Когда актриса Кристина Токарева остановилась у плаката «Театр начинается с Веры», в котором использован знаменитый портрет Комиссаржевской – вполоборота, смотрит на нас из-за плеча, – я поразилась сходству.
Кристина – Вера ходила по театру, увлекая за собой нас, зрителей, четко шагая по паркету, легко взлетая по застланной мягким бархатом лестнице, читая монолог, в котором перемешаны мысли о ремесле актера, цитаты из ее писем, обращенных к тем, кого любила.
А вот в Большом фойе она подошла к огромному окну, смотрит вниз на универмаг «Пассаж» и цитирует Бибихина: «В Древней Греции театр чаще всего располагался посередине между храмом, расположенным наверху, и рынком, находящимся внизу, но дорога, их связующая, была одна. Эта «вертикаль» объединяла «верх» и «низ», дух и материю. И роль этой «вертикали» была поручена рапсоду, актеру...».
Иногда в монолог актрисы, где все про работу, искусство, любовь – про жизнь, – вторгаются строки Блока, написанные на ее смерть: «Умер вешний голос. Погасли звезды синих глаз...». Словно прорывается будущее, где ее смерть в Ташкенте от черной оспы. Как тут не вспомнить сегодняшние реалии – ковид, маски, QR-коды...
А потом актриса говорит о свободе, раскрепощении актера, снимает жакет, распускает волосы и начинает кружиться в своей балетной юбке-«шопенке». Так долго, что уже я чувствую легкое головокружение, хотя сижу на стуле, а она – сохраняет равновесие.
Спектакль длится час. И все это время актриса крепко держит внимание зрителей, демонстрируя то сочетание хрупкости, «кукольности» и силы воли, которое было свойственно Вере Комиссаржевской. И есть в этом спектакле еще один герой – сам театр, его сцена, его стены, его лестницы, которые помнят так много.
Спектакль определен как иммерсивный, предполагающий более активное участие зрителя, чем когда он просто сидит в зале и смотрит на сцену, погружение его в эпоху, историю, жизнь персонажа. В случае «Леса.Актрисы» мы, зрители, гуляя по старинному театру, играли роль... зрителей. И нынешних, и тех, что аплодировали Комиссаржевской сто с лишним лет назад.
Следующие спектакли состоятся в декабре.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (7058) от 25.11.2021 под заголовком «Не гаснут звезды синих глаз».
Материалы рубрики
В Петербурге снимут экранную версию спектакля «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана»
«Булки», «Влюбленные в небо». Новинки кино: 7 июля
Семейные спектакли. Как живет театр Кarlsson Haus
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии