Премьеру моноспектакля «Лес.Актриса» показали в Театре им. Комиссаржевской

В Театре им. В. Ф. Комиссаржевской прошла премьера моноспектакля «Лес.Актриса».

Премьеру моноспектакля «Лес.Актриса» показали в Театре им. Комиссаржевской  | ФОТО предоставлено пресс-службой Театра им. В. Ф. Комиссаржевской

ФОТО предоставлено пресс-службой Театра им. В. Ф. Комиссаржевской

Театр лишь предоставил свое пространство – от входа до Большого фойе – проекту Бориса Павловича «Лес». Вернее, части проекта, состоящего из дюжины частей, которые, подобно деревьям в лесу, «прорастают» в городе: то в Петрикирхе, то в бутике, а то вот – в дружественном театре. «Лес.Кастинг», «Лес.Книга», «Лес-Молитва», «Лес.Застолье»... Основывается проект на трудах философа Владимира Бибихина, а именно цикле его лекций «Лес», о чем уже сообщала читателям наша газета. Обязательно ли читать эти сложнейшие философские тексты перед просмотром очередного спектакля? Наверное, нет. Я, например, перед «Актрисой» успела почитать только о самом Бибихине. Да и моноспектакль Кристины Токаревой, признаюсь, заинтересовал меня не столько как часть сложного проекта, а как посвящение Вере Федоровне Комиссаржевской.

Начался он в пустом гардеробе, где одиноко болтался на вешалке темно-синий жакет с золотым шитьем на рукавах. Собравшаяся публика в ожидании начала болтала, делала селфи... И вдруг кто-то громко и четко сказал, почти крикнул: «Театр!». Все замолчали. В гардеробе стояла девушка. Ровесница пестро и ярко одетых зрительниц с розовыми и зелеными волосами, рыжими дредами, легкими платьицами в сочетании с тяжелыми ботинками. Но совсем на них не похожая. Когда актриса Кристина Токарева остановилась у плаката «Театр начинается с Веры», в котором использован знаменитый портрет Комиссаржевской – вполоборота, смотрит на нас из-за плеча, – я поразилась сходству.

Кристина – Вера ходила по театру, увлекая за собой нас, зрителей, четко шагая по паркету, легко взлетая по застланной мягким бархатом лестнице, читая монолог, в котором перемешаны мысли о ремесле актера, цитаты из ее писем, обращенных к тем, кого любила.

А вот в Большом фойе она подошла к огромному окну, смотрит вниз на универмаг «Пассаж» и цитирует Бибихина: «В Древней Греции театр чаще всего располагался посередине между храмом, расположенным наверху, и рынком, находящимся внизу, но дорога, их связующая, была одна. Эта «вертикаль» объединяла «верх» и «низ», дух и материю. И роль этой «вертикали» была поручена рапсоду, актеру...».

Иногда в монолог актрисы, где все про работу, искусство, любовь – про жизнь, – вторгаются строки Блока, написанные на ее смерть: «Умер вешний голос. Погасли звезды синих глаз...». Словно прорывается будущее, где ее смерть в Ташкенте от черной оспы. Как тут не вспомнить сегодняшние реалии – ковид, маски, QR-коды...

А потом актриса говорит о свободе, раскрепощении актера, снимает жакет, распускает волосы и начинает кружиться в своей балетной юбке-«шопенке». Так долго, что уже я чувствую легкое головокружение, хотя сижу на стуле, а она – сохраняет равновесие.

Спектакль длится час. И все это время актриса крепко держит внимание зрителей, демонстрируя то сочетание хрупкости, «кукольности» и силы воли, которое было свойственно Вере Комиссаржевской. И есть в этом спектакле еще один герой – сам театр, его сцена, его стены, его лестницы, которые помнят так много.

Спектакль определен как иммерсивный, предполагающий более активное участие зрителя, чем когда он просто сидит в зале и смотрит на сцену, погружение его в эпоху, историю, жизнь персонажа. В случае «Леса.Актрисы» мы, зрители, гуляя по старинному театру, играли роль... зрителей. И нынешних, и тех, что аплодировали Комиссаржевской сто с лишним лет назад.

Следующие спектакли состоятся в декабре.


#театр #спектакль #премьера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (7058) от 25.11.2021 под заголовком «Не гаснут звезды синих глаз».


Комментарии