Премьера спектакля «Женитьба_net» прошла в Молодежном театре на Фонтанке

В Молодежном театре на Фонтанке состоялась премьера спектакля «Женитьба_net».

Премьера спектакля «Женитьба_net» прошла в Молодежном театре на Фонтанке | ФОТО Юлии КУДРЯШОВОЙ/предоставлено пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке

ФОТО Юлии КУДРЯШОВОЙ/предоставлено пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке

Трудно удивлять публику после спектакля Валерия Фокина, заставившего персонажей Гоголя рассекать по льду на сцене Александринского театра. Александр Кладько, режиссер «Женитьбы» в Молодежном театре, не побоялся. В предпремьерном интервью он сказал: «Интересно было бы сделать фестиваль этой пьесы. Чтобы увидеть подряд несколько версий «Женитьбы».

Однако такой необъявленный фестиваль в Петербурге уже идет. Известно, что каждому времени, каждой эпохе соответствует свой Гамлет. Но ведь и Подколесин раз за разом решает по-своему гамлетовский вопрос: «Быть или не быть». Вероятно, в этом одна из причин неисчерпаемой череды интерпретаций гоголевской пьесы. В театральном репертуаре культурной столицы значатся минимум четыре «Женитьбы». Это и упомянутый спектакль Александринки, где каток предстает холодным, чуждым пространством, по которому нарезает безнадежные круги Агафья Тихоновна, вертится настоящим чертом Кочкарев, и где теряет равновесие большой, неуклюжий Подколесин. Этот герой совершает прыжок из окна прямо в уютную постель, возвращаясь к себе, своей сути, в сознательно выбранный, собственный теплый мир.

Менее радикальной на этом фоне выглядит «Женитьба» Владимира Туманова в Театре на Васильевском, что совсем не умаляет ее художественных достоинств. Туманов выражал свое видение классики, главным образом, через талантливых актеров, творческих единомышленников. Известный сценограф Семен Пастух выстроил обитую мягким серым материалом камеру, где предается воспоминаниям Подколесин, судя по всему, уже «скорбный разумом». Никакой Степан на зов не является, зато сквозь стены, из щелей просачиваются гоголевские персонажи, ярко фактурные и вместе с тем фантомные.

Всеми верховодит мелкий бес Кочкарев (Сергей Агафонов / Илья Носков), полностью подчиняющий своей воле Подколесина, просто садящийся на него верхом. Доброму, мягкому, податливому, мечтательному Подколесину в замечательном исполнении Михаила Николаева неловко огорчать столь деятельного друга. Тем более что его действительно покорила шальная невеста (Мария Фефилова / Екатерина Зорина), врывающаяся на сцену в неистовом танце (ритм действию задает отлично подобранная Александром Закржевским музыка). Потом у них будет проникновенное, лирически-восторженное объяснение в любви, когда они поплывут на воображаемой лодочке, и она станет простирать руки, как в знаменитой сцене из «Титаника». Но судьба «Титаника» известна. Подколесин прыгает из окна, потому что понимает — жениться на мечте невозможно и лучшее в его жизни уже произошло.

Александр Кладько в Молодежном театре решил удивлять, парадоксально соединив «век нынешний и век минувший». Собственно, подобный симбиоз осуществил Юрий Бутусов в спектакле Театра Ленсовета «Город. Женитьба. Гоголь», но там был век XX, герои перемещались даже не в петербургский, а в ленинградский контекст с его пышечными, рюмочными, «старыми песнями о главном», ряжеными Петром I и Екатериной II (вспоминался Довлатов: «Я стою за лысым. Царь за мной. А ты уж будешь за царем...»), неизбывной погруженностью в культурную среду («Страницей Гоголя ложится Невский»). Кладько же сопрягает XIX и XXI, век гаджетов и всепроникающих компьютерных технологий. Режиссер небезосновательно опасается, что наши живые чувства и эмоции заменятся копиями: «В нашем варианте герой бежит из реального мира в виртуальный. Этот мир для него понятнее, привычнее, и в нем все проблемы можно решить одним нажатием кнопки. И, находясь в нем, не надо затрачиваться физически и душевно. Это одна из проблем ХХI века».

Подколесин Андрея Шимко в начале действия бродит по сайту знакомств, слуга Степан становится виртуальным, причем вести с ним диалог на тему «шьет ли портной фрак» никак не проще, чем с заторможенным слугой XIX века. Новый Иван Кузьмич (чиновник средней руки, судя по всему, преобразился в офисного клерка) помышляет о женитьбе только от скуки, по этой причине и разбитная сваха появляется. Думается, в таком современном решении Фекла могла быть и не столь традиционно жанровой, Регина Щукина играет колоритно, она актриса, способная сыграть все, и могла бы выполнить и более сложную задачу. Осовременили ведь в спектакле прислугу Дуняшку (Евгения Лыкова), сделав ее девочкой-готом с черными губами и сокрушительным пофигизмом.

Кочкарев Александра Черкашина, вопреки сложившейся традиции делать из него «инфернальника», — абсолютно земной человек. Его суть — деятельная пустота. Из того и хлопочет, дабы ее заполнить. У самого Гоголя, кстати, Кочкарев — единственный, кто лишен определенного социального статуса и положения в «Табели о рангах». Известно лишь, что женат неудачно, хоть и почитает женитьбу как «дело христианское, необходимое даже для отечества». Расписывает семейную жизнь как идиллию, которой он сам, скорее всего, подкаблучник, лишен. К тому же женитьба, хоть ненадолго — но праздник, и кушанья дорогие готовятся, и вина заморские заказаны. А душа так жаждет праздника: «Иван Кузьмич, ну я тебя прошу. Если не хочешь для себя, так для меня по крайней мере».

Александр Кладько поставил «Женитьбу» как эксцентрическую комедию, изобилующую и компьютерными эффектами, и актерскими гэгами. И ведь на самом деле смешно, что нечасто случается с классическими комедиями. Смешон узкий, верткий Подколесин, который вьется ужом, дабы вырваться из дружеской железной хватки, ведущей к свадьбе. Но артист Андрей Шимко никогда не ограничивается одним планом, в трагикомическом облике его героя проглядывают черты гоголевских Акакия Акакиевича и Поприщина. Смешны женихи — Яичница Константина Воробьева, испытывающий явный комплекс по поводу своей фамилии; моряк Жевакин Евгения Клубова, танцующий «Яблочко» и ностальгирующий по знойной Сицилии. Андрей Кузнецов стоит упоминания уже потому, что ввелся на роль Анучкина за несколько часов до премьеры, заменив заболевшего артиста. Ситуация «если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича» решается наглядно, совмещением деталей на большом экране, потом в центре оказывается симпатичный мужчина, очень похожий на худрука театра Семена Спивака.

Впрочем, порой степень комедийности достигается за счет логики. Агафья Тихоновна тоже ищет жениха на сайте знакомств, скорее, ради «прикола». Героиня Юлии Шубаревой — этакая современная отвязная пацанка, не расстающаяся со смартфоном и наушниками. Почему она в сцене с женихами превращается в нелепую фефелу — не очень понятно. Хотя смешно, актриса вольно или невольно пародирует кого-то, похожего на телевизионную Елену Воробей, Шубарева известна успехами в эстрадно-пародийном жанре.

Остроумно решена сцена объяснения героев: сидя рядом, они общаются по смартфонам, реплики выводятся на экран. Потом побеждает все же живое общение, реальный поцелуй приводит Подколесина в восторг. В мечтах о будущей женитьбе ему грезится невеста — она опять озорная девчонка в джинсах, чей облик дополнен белоснежной фатой. Но вскоре робкий клерк высвобождается из нежных объятий, меняя мерцающую иллюзию на привычную виртуальную реальность. Вспыхивает знакомое компьютерное окно, туда, в Windows, он и уходит, постепенно уменьшаясь, чтобы исчезнуть совсем. И невеста истаивает под романс «Мне сегодня так больно…».

Спецэффекты, компьютерная графика в спектакле Молодежного театра становятся смыслообразующей составляющей. В сцене, где Подколесин говорит о гипотетических детях («этакой пышка, щенок эдакой, и уж на тебя похож»), на экране появляется множество его клонов — младенцы со взрослыми лицами. Смешно, но и страшновато…

Помнится, выдающийся питерский режиссер Лев Эренбург, отвечая на вопрос об усталости классических произведений, сказал: «Если пьеса устала — вон из классики!». Спектакль Молодежного театра еще раз доказывает, что «Женитьбе» нажатие на клавишу delete (удалить. — Прим. ред.) не грозит.

Подпись: На снимке Андрей Шимко в роли Подколесина.


#премьера #спектакль #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 4 (7087) от 13.01.2022 под заголовком «Гоголь. «Женитьба». Необъявленный фестиваль».


Комментарии