Представитель золотой поры «Ленфильма». Ушел из жизни режиссер Игорь Масленников
В субботу на 91‑м году жизни умер Игорь Масленников. Режиссер, народный артист России. Представитель золотой поры «Ленфильма».
ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС
Он окончил Ленинградский университет по двум специальностям — филолог и журналист. Образование и любовь к литературе сделали возможным создание экранизаций, которые передавали и стиль эпохи, и психологию героев, и нравы общества.
На счету Масленникова несколько экранизаций — «Пиковая дама» по повести Пушкина, «Русские деньги» и «Банкрот», в основе которых пьесы Островского, «Филипп Траум» по произведению Марка Твена «Таинственный незнакомец». И, конечно, блестящий, ироничный «Шерлок Холмс». А главного героя, которого сыграл Василий Ливанов, многие считают лучшим из воплощений сыщика (извините, Камбербэтч). В сериале Масленникова вообще много великолепных актерских работ: Виталий Соломин, Олег Янковский, Рина Зеленая, Никита Михалков, Светлана Крючкова…
В создании образа викторианской Англии на экране в те времена, когда о выездах на натуру за границу никто и не мечтал, ему помог и талант художника-сценографа. Ведь начинал Масленников на Ленинградском телевидении именно как сценограф. Первой работой были декорации к детской передаче про обезьянку Жаконю (старшее поколение помнит). Позднее оформлял телеспектакли, в том числе работал с Георгием Товстоноговым и Рубеном Агармизяном. Это была хорошая школа.
Англия, которую мы видим в «Шерлоке Холмсе», снималась в Ленинграде и Прибалтике. В Ленинграде декорациями становились Дом ученых на Дворцовой набережной с его роскошными интерьерами, дача Гаусвальд на Петроградской стороне, где обитала Ирэн Адлер, острова…Подробно об этом можно прочитать в мемуарах Игоря Масленникова «Бейкер-стрит на Петроградской».
Народную любовь мастеру принесла и «Зимняя вишня», фильм о женском одиночестве, снятый на излете советской эпохи и воплотивший многие ее ценности. Например, понимание женского счастья непременно как удачное замужество, создание крепкой семьи. Когда героиня фильма (ее сыграла Елена Сафонова) отказывает в последний момент иностранному жениху и пересаживается из его «Мерседеса» в потрепанные «Жигули» любимого (Виталий Соломин), зрительницы дружно ахали. Как много спорили, правильно ли поступила героиня, рассуждали, кого бы выбрали они сами… Фильм задел за живое.
На вопрос, зачем снимать кино, Игорь Масленников говорил: «Чтобы люди стали лучше». Все‑таки он был человеком советской эпохи, идеалистом, верившим в силу искусства.
О дате и времени печальных церемоний сообщат позже.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 174 (7257) от 19.09.2022 под заголовком «Чтобы люди стали лучше».
Комментарии