Предметы быта петровской эпохи представили на выставке в Кронштадте

Пролежавшие почти три века на дне Финского залива и превосходно сохранившиеся фетровые шляпы, мужские чулки и другие предметы одежды и быта моряков стали экспонатом масштабной выставки «Жизнь на корабле в эпоху Петра Великого», открывшейся в Музее истории Кронштадта на Ленинградской улице.

Предметы быта петровской эпохи представили на выставке в Кронштадте | Фетровые шляпы с германского торгового корабля «Архангел Рафаил»: реставраторы считают подобное состояние ткани более трехсотлетней давности редкостной удачей./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Фетровые шляпы с германского торгового корабля «Архангел Рафаил»: реставраторы считают подобное состояние ткани более трехсотлетней давности редкостной удачей./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Экспозиция «Подводная археология» существовала в музее и прежде, но такого количества уникальных артефактов XVIII века у нас еще не было представлено, — рассказал научный сотрудник музея Евгений Вавилов.

Все эти предметы были подняты специалистами Центра подводных исследований Русского географического общества с мест крушения судов и кораблей Петровской эпохи. В истории отечественной подводной археологии подобный поиск оказался самым глубоко­водным.

Основная часть артефактов — с торгового корабля «Архангел Рафаил», построенного в Любеке в 1693 году и затонувшего поздней осенью 1724 года вблизи фарватера у входа в пролив Бьерке-Зунд. Российские власти начали следствие по делу о гибели корабля, но оно не было завершено, по всей видимости, в связи со смертью Петра Великого. Часть груза вытащили крестьяне ближайших деревень: они ныряли в прорубь и подняли сотни тюков с рогожей и кожей. Но все это, по их словам, составляло «малую толику груза». Большая его часть так и осталась на корабле.

Специалисты Центра подводных исследований изучали «Архангела Рафаила» в течение семи полевых сезонов. Среди находок — рабочие инструменты, торговые принадлежности, охотничий инвентарь, матросские кожаные варежки, посуда, косточки от миндаля и персика… Бострог — мужская форменная куртка голландского типа, принадлежавшая юнге… И все это три века пролежало на дне залива!

Потрясает то, что поднятые с корабля предметы находятся практически в идеальном состоянии. В нашей опресненной воде Финского залива органика сохраняется очень хорошо, — говорит Вавилов.

В одной из витрин можно увидеть поднятую с корабля моченую репу, которая составляла основу тогдашнего матросского рациона… Она находилась в заспиртованном виде в стеклянной емкости. Даже книга сохранилась — сборник религиозных текстов, датированный 1692 годом. Он в кожаном переплете, в нем более тысячи страниц. После реставрации во Всероссийском центре имени академика Игоря Грабаря листы и гравюры в идеальном состоянии.

На корабле1_С.jpg

Линейный корабль «Лондон», фрагменты которого подняли со дна залива, был изготовлен из мореного дуба по специальной технологии./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Самыми крупными экспонатами, представленными на выставке, стали фрагменты линейного корабля «Лондон», приобретенного в Англии в 1714 году по указу Петра. Линкор, командный состав которого представляли англичане, участвовал в боевых действиях против шведов на Балтийском море. В 1719 году на подходе к острову Котлин судно застряло на отмели, да так крепко, что проломило днище. Спасти корабль было невозможно, его разгрузили , сняли пушки и на его основании устроили маяк.

Впоследствии, когда он разрушился от времени, там устанавливали плавающие маяки. Постепенно название корабля перешло на саму отмель, которая по сей день называется Лондонской, — поясняет Вавилов.

Как рассказал научный консультант Центра подводных исследований Андрей Лукошков, работы на подводных объектах продолжаются. За двадцать лет экспедиция обнаружила более шестисот кораблей, из них обследовала около четверти.

Планы у нас на многие годы вперед, — пояснил Лукошков. — Рядом с «Лондоном» на дне Финского залива лежит построенный на верфи в Амстердаме линейный корабль «Портсмут», также севший на мель в 1719 году. Большей редкости эпохи Петра придумать сложно. У нас есть планы поднять остатки этого корабля и тем или иным способом демонстрировать.

Нынешним летом археологи ­Центра подводных исследований ведут обследование шведского военного корабля, погибшего в Выборгском сражении 1790 года. Там тоже гигантская коллекция предметов. Подводные раскопки будут продолжаться еще как минимум два-три года.

Есть и другие находки XVIII века: нам известны координаты нескольких торговых судов, которые шли в Россию с товарами из Европы, — говорит Лукошков. — Один корабль мы уже осмотрели и кое‑что подняли, на другом пока провели предварительную разведку…

Не менее перспективное направление — реки Северо-Запада: Волхов, Нева, Луга, Великая, Нарова. На их дне искать и работать проще — акватория меньше. В Неве в черте Петербурга специалистами ­Центра подводных исследований были найдены остатки примерно 180 кораблей, причем самых разных веков.

По словам Лукошкова, Петербург ныне — лидер российской и даже европейской подводной археологии, и это вовсе не преувеличение. С этим согласны и зарубежные коллеги.


#выставка #музей #Кронштадт #Финский залив #Петр I

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (7195) от 23.06.2022 под заголовком «Моченая репа со дна залива».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?