Выставка «Именем Петра» открылась в Петропавловской крепости
В Петропавловской крепости открыта выставка «Именем Петра», которая показывает, как менялся образ царя-реформатора от «Медного всадника» до изображений на конфетных коробках. Кроме Музея истории города предметы предоставили другие петербургские музеи, а также театры, архивы, кондитерские фабрики и частные коллекционеры.

Неизвестный фотограф. Николай Черкасов в роли Петра. 1935. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Возможно, строгим ценителям искусства этот проект покажется эклектичным, соединяющим произведения разного качества. Но выставка передает уважение к царю-реформатору, которое не меняется на протяжении трех столетий вне зависимости от социального устройства Российского государства.
Самое интересное в первой части, названной «Петр I в Петербурге», — архитектурная графика разных лет. Здесь знакомые по многочисленным репродукциям офорты «Перевозка Гром-камня» по рисунку Юрия Фельтена и «Открытие памятника Петру I» по рисунку Алексея Давыдова. А рядом помещены рисунки Армена Барутчева, известного ленинградского архитектора. Они сделаны в 1945 году и называются «Освобождение «Медного всадника» от укрытия» и «Подъем из укрытия памятника Петру I у Инженерного замка».
Любителям истории Петербурга будут интересны рисунки XVIII века с видом футляра с обходной галереей, устроенного над деревянным домиком Петра, с изображением Петровских ворот Петропавловской крепости со скульптурами на крыше (они не сохранились), эскизный проект дворца «Монплезир» в Петергофе, созданный по наброску первого российского императора.
В начале ХХ века двухсотлетие Петербурга решили отметить строительством двух зданий для важных социальных учреждений — Больницы имени Петра Великого и Городского училищного дома Петра Великого (ныне в нем располагается Нахимовское училище). В фондах Музея истории Петербурга сохранились эскизы больничного комплекса, созданные архитекторами Львом Ильиным и Александром Клейном. Главному врачу отводился отдельный двухэтажный дом. Авторы проекта планировали установить перед входом на территорию памятник Петру. Но не успели, а советская власть предпочла видеть на этом месте памятник физиологу Илье Мечникову работы скульптора Леонида Шервуда. Эскизы архитектора Александра Дмитриева показывают вид актового зала училищного дома, украшенного картинами Бориса Кустодиева и других художников. Они не сохранились.
Отдельный зал посвящен фильму Владимира Петрова «Петр Первый», снятому в 1937 – 1938 годах. Здесь эскизы костюмов художника Николая Суворова, ноты композитора Владимира Щербачева, парижская программка кинопоказа с указанием исполнителей ролей — Николая Симонова, Михаила Жарова, Аллы Тарасовой и других, плакат нью-йоркской премьеры фильма, созданный Е. Ефимовым и И. Сегаловым…
Любопытные фотографии предоставил Александринский театр. В 1935 году на сцене тогда Ленинградской госдрамы была поставлена пьеса Алексея Толстого «Петр Первый». Царя играл Николай Черкасов, в фильме он исполнил роль царевича Алексея. В спектакле Алексея играл Борис Бабочкин, только что снявшийся в главной роли в фильме «Чапаев».
Скромный киноплакат Ирины Корф к фильму «Сказ о том, как царь Петр арапа женил» (1976) с Алексеем Петренко и Владимиром Высоцким — точное свидетельство времен развитого социализма. Десять штук продавались за 31 копейку. Тираж был огромным — 60 тысяч экземпляров. Но много ли от него сохранилось?
Среди книг, представленных на выставке, важное место занимает детгизовская «Полтава» Пушкина издания 1948 года с иллюстрациями Константина Рудакова. Книгу сопровождают эскизы, на них царь предстает неуверенным в том, что начатые им преобразования будут продолжены.
Кондитерский раздел начинается с эскиза коробки конфет «Петр I», созданного в конце 1930‑х годов Евгением Чемодуровым. Он «срисовал» царя с Николая Симонова. Художник Владимир Лукьянов предоставил пробный экземпляр коробки конфет «Медный всадник» (2013). К нему приложен набросок с «рассадкой» конфет. Автор скромно использовал в оформлении рисунок XIX века с изображением Сенатской площади. На коробке поставлена резолюция: «Согласовано». В юбилейном для Петра 2022 году не дремали кондитеры из Московской области. Они выпустили набор шоколадок «Санкт-Петербург». Петр изображен на фоне парусников, Петропавловской крепости, Биржи, «Авроры», «Лахта-центра» и стадиона на Крестовском острове. Похвально стремление соединить питательное с познавательным, но автору отказало чувство меры.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (7193) от 21.06.2022 под заголовком «Питательное с познавательным».
Материалы рубрики
В Ленобласти открылась выставка «Пушкинские места»
Выставка «Петр I — далекий и близкий» открылась в Союзе художников
В РНБ открылась выставка к 150‑летию со дня рождения Сергея Дягилева
Вернисаж: выставки в Петербурге с 6 августа 2022
Театрально-выставочный проект LUNAPARK откроется в Шереметевском дворце
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии