«Пожелай мне удачи в бою». Фильм «Игла» с Виктором Цоем вновь вышел в российский прокат

Лента казахского режиссера Рашида Нугманова «Игла» с Виктором Цоем в главной роли вновь вышла в российский прокат. Сенсация 1988 года, от того периода, казалось, неотделимая, через 30 лет после своего появления встречается со зрителями, пережившими с тех пор как минимум две исторические эпохи. Это не просто «старый фильм», это важный документ времени, которое не прошло.

«Пожелай мне удачи в бою». Фильм «Игла» с Виктором Цоем вновь вышел в российский прокат |

Сегодняшние дети могут уже и не знать, кто такой Виктор Цой, но, придя в зал, не смогут не ощутить стиль жизни и собственно атмосферу картины. Критики сразу же объяснили, «про что кино». В конце 1980-х все ждали в кинематографе Новой волны, как во Франции. Что-то происходило в Ленинграде, что-то в Москве. Но первыми оказались казахи. Точнее, мастерская Сергея Соловьева, названная «казахской», едва «Игла» появилась. И режиссер-дебютант Нугманов при первых признаках перемен, не спрашивая согласия мастера, сначала поехал в Ленинград и буквально за свои деньги снял короткометражку «Йах-ха!», где Цой впервые и появился в котельной, чтобы спеть сакраментальное поколенческое: «Дальше действовать будем мы». Вполне манифест. Созданный и снятый, однако, в противоречии с внутренним опытом того же самого поколения.

И тогда появилась «Игла» - лента уже не только для критиков, но и для зрителей, традиционно ищущих своего героя нового времени, уже готового наступить. Человек в черном по имени Моро был воспринят как защитник людей, попавших в беду (такова героиня картины Дина, ставшая наркоманкой), а не как воин - революционер - разрушитель привычного уклада жизни. Традиционный уклад Моро не разрушает. Хотя бы потому, что от этого уклада уже мало что осталось.

О кинематографических предках этого персонажа, включая героя классического фильма французской Новой волны «На последнем дыхании», можно написать диссертацию. Но картина была вовсе не замешана на цитатной иронии, то есть «постмодернистской», как писали тогда, - она была романтической. Правда, с приставкой «пост». Потому что время чистого романтизма прошло вместе с 1960-ми, а тоска по нему осталась. Новое время сулило новые беды, они и осуществились - а как от них защититься, точнее, кто защитит? Где герои советского кино? Там же, где и само кино, - в мифологическом, а значит, окончательно не прошедшем прошлом, которое и возвращали, в частности, предыдущие картины самого мастера Сергея Соловьева. Потому что говорили о культурной традиции, а не о том, что вместо нее - соляная пустыня высохшего Аральского моря, которую мы видим в «Игле».

Но Виктор Цой, спевший в финале «Ассы» «Перемен, мы ждем перемен», уже ничего не ждал. Он просто попытался спасти медсестру Дину. И вовсе не потому, что это, дескать, его любовь. Как раз в этом аспекте сюжета - полный туман. Дело в том, что зло обнажилось. И это зло «поступает» регулярно, по восходящей. Стало быть, герою умирать рано. Он снова нужен, и он придет.

Напомню, что герой фильма Годара «На последнем дыхании» Мишель Пуакар в финале погибает. И эта, как говорят философы, экзистенциальная усталость (на бегу, когда уже не осталось сил, а надо бежать и бежать с пулей между лопаток) в «Игле» переосмыслена абсолютно.

Переосмысление касалось финала. Герой, которого играл Виктор Цой, просто не должен был погибать. Его пырнули ножом в заснеженном сквере Алма-Аты, но он вставал и шел дальше, своим путем, а за кадром звучала песня «Пожелай мне удачи в бою». Этот финал современники понимали без перевода. Нужен ли он сегодня?

В 1980-е спорили с 1960-ми, и Люк Бессон в «Подземке», вышедшей за два года до «Иглы», заканчивал картину тем, что уже погибший герой Кристофера Ламбера, вор и музыкальный продюсер, открывал глаза и улыбался. Все было иронично, все понарошку. Тогдашние зрители считывали культурный контекст, и фильмы сверялись с фильмами, а не с жизнью. Сегодняшние зрители приходят в зал по своим индивидуальным, очень разным причинам. И выпустить в прокат «Иглу» именно сегодня, когда в ходу кино простое и без подтекста, когда скрытые цитаты не распознаются, когда понятие «коллективное сопереживание», кажется, ушло в прошлое, потому что каждый зритель, придя в зал, смотрит свое кино, - это смелый эксперимент. Но не бесполезный. Ведь картина Рашида Нугманова изначально задумывалась как культовая, то есть для немногих. Благодаря Цою, их оказалось много.

Как-то раз, все в том же 1988-м, я пошел посмотреть «Иглу». И когда в начале фильма на экране появился Цой, ему закричали из зала: «Привет, Витя!». А в кадре он улыбается и, прищурившись, смотрит на солнце.

#кино #Виктор Цой #музыканты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 158 (6511) от 27.08.2019 под заголовком ««Пожелай мне удачи в бою»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?