Курс на волшебство. В Венеции открывается 76-й кинофестиваль

Завтра в Венеции открывается 76-й кинофестиваль.

Курс на волшебство. В Венеции открывается 76-й кинофестиваль | Иллюстрация S.Borisov/shutterstock.com

Иллюстрация S.Borisov/shutterstock.com

В этом году на открытии представлен фильм «Правда» японского мэтра Хирокадзы Корееды. Его «Магазинные воришки» пару лет назад получили «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. В новом проекте - европейские и американские звезды: Катрин Денев, Жюльет Бинош, Этан Хоук. Режиссер рассыпался в комплиментах фестивальным отборщикам: «...Такая камерная история - семейные дрязги в интерьере, и вдруг венецианская гала-премьера! Неожиданно...». Публика смакует трагикомический японский балет эмоций и долженствований. Музыку к фильму написал Алексей Айги.

Директор фестиваля Альберто Барбера озабочен размышлениями о том, что ждет искусство кино в ближайшем будущем - в повсеместной виртуальной реальности гаджетов: «Прежде всего мы сталкиваемся с тем, что на наших глазах тают традиционные категории хорошего-плохого, сильного-слабого, даже левого и правого - в политическом аспекте. Без сомнений, нас ждут радикальные перемены киноязыка. За что мы должны держаться? За полную свободу художественной мысли. Все мы в конечном итоге служим вымыслу, а вымысел - это плавание, цель которого теряется в грезах фантазии...». Вот с таким поэтическим и одновременно анархическим затактом открывается кинобиеннале в Венеции.

В главном конкурсе представлены современные киноклассики и режиссеры, без которых традиционно не обходятся главные фестивали, - Рой Андерсон, Стивен Содерберг, Оливье Ассаяс, Робер Гидегян, Атом Эгоян. Вне конкурса будет показано философское киноэссе Сергея Лозницы «Государственные похороны», в основе которого киносъемки 1953 года. К вопросу о манипуляциях мифами, на которые был так славен прошлый век: Роман Полански, персона нон-грата во многих кинематографических пространствах в силу своего буйного прошлого, показывает в конкурсе картину «Я обвиняю», посвященную делу Дрейфуса и аналитике корней европейского антисемитизма.

Конкурсные программы сфокусированы на трех основных темах: женская эмансипация, тайны времени и быт в его приземленности, считает президент фестиваля Паоло Баратта. Первое - существование женщины в современном социуме, который становится полем противостояния вековым традициям скрытого подавления женского начала. Второе - фильмы-реконструкции, нацеленные на восстановление событий мировой истории, которые в силу обстоятельств не были задокументированы и могут рассеяться под воздействием ветров времени. Третье - больше внимания реализму, меньше - фантастическим изысканиям: репортажная простота дает возможность увидеть просто жизнь. Все три темы ставят перед авторами немного иллюзорные задачи и, как ни парадоксально для сладостной Венеции, все три вектора настраивают на борьбу.

В старинные киновремена, когда в кинотеатрах вместо поп-корна продавались коньяк и бутерброды с сыром, как мнгогие помнят, вместо рекламных клипов показывали киножурналы. Иногда познавательные - из серии «Хочу все знать». На венецианском фестивале неустанно поддерживают эту традицию - нынче синефильскими эпиграфами станут раритетные короткометражки Федерико Феллини. Венецианцы решили загодя начать праздновать столетие со дня рождения Феллини, не дожидаясь января 2020-го.

В киноминиатюрах Феллини снимает кино, ест, пьет, ругается, уговаривает актеров делать глупости и играть великие сцены - в Венеции, Каннах, Лос-Анджелесе и, конечно, на съемочных площадках студии Чинечитта в Риме. «Курс на волшебство» - таков негласный заголовок этой тайной фестивальной ретропрограммы.

В основном конкурсе российских фильмов нет. В программе «Венецианская классика» покажут восстановленную версию фильма Василия Шукшина «Калина красная». Во второй по значимости программе «Горизонты» гости фестиваля увидят драму Дмитрия Мамулии «Преступный человек» - о молодом инженере, ставшем свидетелем преступления.

#кинофестиваль #Венеция #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 158 (6511) от 27.08.2019 под заголовком «Курс на волшебство».


Комментарии