Постоянная выставка «История свободы» открылась в Петербурге
В арт-центре «Пушкинская, 10» открылась постоянно действующая выставка «История свободы», посвященная первым десяти годам существования этой культурной точки на карте Петербурга.

ФОТО Википедии / Peterburg23 / CC BY 3.0
«Пушкинская, 10» начиналась как стихийное сообщество художников (сквот), которые заняли расселенный жилой дом, ждавший капитального ремонта. Через десять лет там появился симбиоз музеев, галерей, музыкальных студий и мастерских художников, который существует и поныне. Как уместить в небольшой экспозиции на стенах лестницы в парадном дома разнообразную историю места?

Анастасия Пацей, куратор проекта и директор Музея нонконформистского искусства, рассказала нашей газете, что она намеренно не стала перегружать публику информацией и фотографиями. «Отобрала только то, что я рассказала бы своим друзьям, пришедшим в гости, а не на лекцию, — говорит Пацей. — Также показаны увеличенные силуэты ушедших от нас основателей и лидеров арт-центра. Мне представляется важным напомнить имена Сергея Ковальского, Тимура Новикова, Коли Васина и еще нескольких человек».
Рассказ начинается с легенды о том, как три художника — Ковальский, Юлий Рыбаков и Евгений Орлов, погруженные в мысли, где найти мастерскую, забрели на Пушкинскую улицу и остановились у памятника поэту. И якобы он указал им на дом 10. Войдя в большой петербургский двор, которому не подходит определение «колодец», и увидев темные окна, художники решили создать в пустующем доме «Ковчег XXI век». Это было в 1989 году. Несколько фотографий рассказывают о сложном быте в здании, отключенном от коммуникаций, о борьбе художников за статус культурного центра, который «Пушкинская, 10» получила в 1991‑м, о ежегодном июньском «Празднике дома» — многочасовом выставочном и музыкальном марафоне.
Один из разделов называется «Явки и пароли ленинградского андеграунда». Это 28 мест, где в 1970 – 1980‑е годы обитало неофициальное искусство — квартиры художников, служившие местом для выставок, так называемых квартирников, а также залы, где были организованы первые разрешенные показы. Отдельно рассказано о восьми официальных выставках, в том числе легендарной — в ДК Газа (1974). Кстати, в 1998 году после капитального ремонта дома и создания арт-центра «Пушкинская, 10» несколько художников — участников той выставки (например, Владимир Овчинников) получили в нем мастерские. Именно с того времени начинается новая история, которую куратор в финальной главе назвала «4500 метров для искусства». В этом году современной «Пушкинской, 10» исполняется 25 лет. Впрочем, большинство ее поклонников ведут отсчет с 1989 года.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 37 (7366) от 02.03.2023 под заголовком «От сквота до музея».
Материалы рубрики
В Петербурге прошел парад ретротранспорта
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии