Пионеры против скаутов. В музее политической истории работает выставка «Борьба за молодежь»

Движение «сокольство», «потешные роты», скауты — чего только не предпринимало до революции государство, чтобы отвлечь молодежь от революционных мыслей и антиправительственных выступлений! Это были годы, когда требовалось поднять пошатнувшийся престиж монархии и армии, особенно после поражения в Русско-японской войне. О том, насколько это удалось, рассказывает выставка «Борьба за молодежь» в Государственном музее политической истории России.

Пионеры против скаутов. В музее политической истории работает выставка «Борьба за молодежь» | Пионерские отряды имени Буденного и Володарского возле особняка Кшесинской, декабрь 1922 года. Форма многих ребят еще сильно напоминает скаутскую, у многих головные уборы, похожие на каски, с изображением костра на кокарде./ФОТО из коллекции Государственн

Пионерские отряды имени Буденного и Володарского возле особняка Кшесинской, декабрь 1922 года. Форма многих ребят еще сильно напоминает скаутскую, у многих головные уборы, похожие на каски, с изображением костра на кокарде./ФОТО из коллекции Государственн

Как отмечает куратор выставки Екатерина Маскевич, принципы движений были схожие: военная и физическая подготовка, служение Отечеству, воспитание любви к Родине. А вот формы и методы различались.

Кого‑то привлекало «сокольство»: движение возникло в Праге в 1862 году по инициативе доктора философии Мирослава ­Тырша — первоначально как спортивное. А поскольку Чехия тогда находилась в составе Австро-Венгрии, то оно приобрело национально-освободительную окраску. Эмблемой стал сокол — символ благородства, храбрости, силы, красоты и любви к свободе. Кроме того, он воспринимался еще и как противоположность австро-германским имперским орлам.

Кому‑то больше нравились «потешные роты», организованные по инициативе императора Николая II. Название отсылало к «потешным полкам» Петра I, из которых потом выросла русская гвардия. Дети знакомились с устройством оружия, изучали топографию и элементы фортификации, их обучали сторожевой и разведывательной службе. Но «потешные» не очень прижились — именно в силу их жесткой дисциплины, муштровки и шагистики.

Популярность приобрело пришедшее в Россию из Англии скаутское движение. Николай II одоб­рил это начинание, наследник цесаревич Алексей даже стал почетным скаутом… Движение не утратило популярности даже пос­ле свержения монархии в феврале 1917 года.

Экспонаты на выставке представлены достаточно редкие, не только из фондов музея, но и из частной коллекции Михаила Тренихина, посвященной русскому сокольскому движению, а также архива Олега Пантюхова, одного из основателей русского скаутизма. Среди экспонатов — атрибуты обмундирования, агитационная литература, трехцветное бело-сине-красное знамя скаутов русского зарубежья — отряда имени святого князя Александра Невского…

После Октябрьской революции Союз русского сокольства и скаутские организации пытались наладить контакт с советской властью, однако их основные программные цели никак не совпадали с принципами новой государственной политики. И тогда большевики стали создавать своих скаутов — с коммунистическим уклоном.

Их называли движением «юных коммунистов», а по первым двум буквам аббревиатуры его участников именовали «юками», — поясняет Маскевич. — Значок ЮК представлял собой сноп колосьев и чем‑то напоминал скаутскую лилию, галстук тоже был позаимствован у скаутов. Он имел два цвета: красный — для детей и зеленый — для руководства.

Однако «ЮКизм» не стал массовым. Его участников обвиняли в том, что они якобы являются последователями «старого буржуазного скаутинга».

Иннокентий Жуков, бывший казначей и секретарь общества содействия мальчикам-разведчикам «Русский скаут», переработал программу скаутинга, его законы, песни, атрибуцию, переложил их на коммунистическую «платформу», оставив скаутский девиз «Будь готов! Всегда готов!». И предложил назвать новое молодежное движение пионерским.

И хотя пионеры в немалой степени «выросли» из скаутов, между собой они не всегда ладили. Хрестоматийный пример — из повести «Кортик» Анатолия Рыбакова. Помните, один из главных героев, Генка, спрашивает: «А имеют ли право пионеры скаутов лупить?». И его друг Миша отвечает: «Что за глупые вопросы! И вообще, что это у тебя за привычка: лупить да лупить… Лупить тоже надо с толком»…

Событие, которое почему‑то оказалось забытым: 3 декабря 1922 года в Петрограде был назначен «день похорон российского скаутинга», — говорит Маскевич. — Скаутская дружина официально прекратила свое существование, на ее основе в Пет­роградском районе был образован пионерский отряд имени Буденного. Другая часть петроградских скаутов была принята в отряд имени Володарского.

И вот что особенно любопытно: обоим отрядам было предоставлено место для занятий в особняке Кшесинской — как раз там, где сегодня и находится Музей политической истории России. Им выделили одно из подвальных помещений.

На выставке можно увидеть снимок конца 1922 года: отряд пионеров выстроился как раз у входа во двор особняка, который сегодня перекрыт стеклянной крышей и представляет собой атриум. Больше почти ничего не изменилось. Ну разве что вмес­то булыжного мощения теперь тротуарная плитка. И ровно там, где чуть больше века назад выстроились пионеры, они же бывшие скауты, теперь каждый день проходят в музей посетители.


#выставка #музей #молодежь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 35 (7364) от 28.02.2023 под заголовком «Пионеры против скаутов».


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?