Постоянная экспозиция Эрмитажа «Галерея Петра Великого» пополнилась новыми залами

Они продолжают рассказывать о русской культуре первой половины XVIII века.

Постоянная экспозиция Эрмитажа «Галерея Петра Великого» пополнилась новыми залами | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Публика увидит научные приборы, изготовленные по заказу Михаила Ломоносова, уникальное стеклярусное панно, модные тогда «обманки», подражания китайским лаковым шкатулкам. Многие предметы изредка появляются на выставках, но впервые займут свое законное место.

Наталья Бахарева, куратор экспозиции, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры, провела экскурсию для «Санкт-Петербургских ведомостей». В «ломоносовский зал», который открылся год назад, добавлены магниты в ажурных медных оправах. На одном отчеканено: «Камень весу 30 фунтов подымает 2 пуда». Другой магнит скромнее: имея вес 13 фунтов, он мог поднимать 1 пуд 20 фунтов. Сейчас, когда нас окружают электромагниты всех размеров, от миниатюрных до гигантских, магниты XVIII века выглядят тяжелыми (30 фунтов — это больше 12 кг) игрушками. Но тогда они несли большую познавательную функцию. Наследницы Петра I Анна Иоанновна и Елизавета Петровна приучали сограждан к образованию.

В этом году исполнилось 300 лет Академии наук. Через десять лет после ее основания в академической Инструментальной палате были изготовлены универсальные солнечные часы, которые могли показывать время в любой точке Земли. Их преподнесли императрице Анне Иоанновне.

Во второй четверти XVIII века наряду с такими известными профессиональными художниками, как Иван Аргунов и Алексей Антропов, стали активно работать светские мастера-самоучки, многие учились у иконописцев. Их работы называют «наивным», или «усадебным», искусством. Неизвестному автору принадлежит портрет девочки Анны Амалии Хорст. Она изображена вместе с собакой — символом преданности, а также с обезьянкой и попугаем, которые повторяют человеческие жесты и слова. Вероятно, это символы обучения. Другой неизвестный художник создал портрет Агнессы Кошкуль. Явно подражая старым мастерам, он тщательно выписывает кружева как показатель статуса и богатства дамы.

Центром новой экспозиции стало редкое стеклярусное панно «Вид усадьбы», плоскостное изображение имения средней руки — барский дом, регулярный сад с боскетами, хозяйственный двор и пасущееся на лугу тучное стадо. Автор не забыл показать, что в скромном пруду живут упитанные рыбы. Усадебная культура представлена также художественным творчеством неизвестной барышни. Забавная вышивка 1750 года «Дама в розе» была заготовкой для бумажника.

Постоянная экспозиция2_Пр.jpg
ФОТО АВТОРА

Григорию Теплову, государственному деятелю, литератору, воспитателю Павла Петровича, принадлежит натюрморт-«обманка» с реалистичным изображением доски с полкой для мелких предметов, часами и почтовыми конвертами. Если внимательно присмотреться к «обманке», то под изображением доски виден почти стертый портрет Петра I. Вероятно, изображение императора не удалось Теплову и он использовал холст для другого сюжета.

Отдельный зал посвящен интересу русских к восточной экзотике. Шпалера «Борьба хищных зверей на водопое» изготовлена в 1757 году на Императорской мануфактуре по образцам несохранившейся индийской серии, привезенной Петром I из заграничных поездок. Редкие деревянные позолоченные консоли с полуфигурами китайцев в традиционной одежде украшены барочными рокайлями. Чего, конечно, не могло быть в традиционном китайском искусстве. Вероятно, консоли украшали дверной портал.

Неизвестному автору принадлежит «Портрет женщины с мальчиком». Здесь важно, что ребенок изображен в экзотическом для того времени турецком костюме. «Кабинет-подголовник» русской работы имеет крышку с китайскими пейзажами. Но на боковой стенке находятся отечественные сюжеты-эмблемы. Например, изображение девочки, грызущей орех, сопровождается текстом о том, что удовольствия достаются упорным трудом.

Уникальна фигура-обманка «Мальчик-музыкант в костюме китайца». Она двухсторонняя и предназначалась для установки в парке среди естественной природы.

Две картины принадлежат ­Иоганну Маттарнови, сыну известного архитектора Георга Маттарнови, строителя Кунсткамеры. В 1725 году художник в составе русского посольства посетил Константинополь. Он выполнял задачу абсолютно в духе Петра I — фиксировать все самое интересное. Сохранилось шесть картин, в экспозиции представлены две — «Шейх» и «Знатная турчанка». Известный виноградовский фарфор пока показан только изделиями на китайские темы — сервизом, шахматами, настольными украшениями.

В 2025 году откроется финальный зал «Галереи Петра Великого», там публика увидит виноградовские сервизы, стекло, серебро и другие парадные изделия русских заводов первой половины XVIII века.

Возрастное ограничение 6+

Читайте также:

В Синей спальне Зимнего дворца открылась выставка «Безмерно обожая изумруд»

В Эрмитаже открылась одна из главных выставок года — «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия»


#Эрмитаж #культура #экспозиция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (7739) от 02.09.2024 под заголовком ««Дама в розе» из старой усадьбы».


Комментарии