Только на сайте

«Последний рыцарь Европы». Почему нужно увидеть выставку о Николае I

Николая Павловича как только не называли: и «Палкиным», и «Жандармом Европы», а три десятилетия его правления – периодом реакции и застоя. Пережив события 14 декабря 1825 года, он стремился, во что бы то ни стало, предотвратить любые антигосударственные выступления. Всем известный символ его правления – пресловутое Третье отделение, возглавляемое Бенкендорфом, – секретная служба, осуществлявшая политический сыск.

«Последний рыцарь Европы». Почему нужно увидеть выставку о Николае I | Франц Крюгер. Портрет императора Николая I. 1852. Холст, масло. Государственный Эрмитаж

Франц Крюгер. Портрет императора Николая I. 1852. Холст, масло. Государственный Эрмитаж

Но не всё так однозначно с николаевской эпохой. И экспозиция в замке даёт возможность на эту тему поразмышлять. Не случайно, в качестве своеобразного эпиграфа к выставке было выбрано полотно художника Верне… на котором император предстаёт в образе романтического рыцаря, окружённый своей большой и дружной семьёй.

8.jpg

Орас Верне. Царскосельская карусель. 1843. Холст, масло. ГМЗ «Царское Село» 

Ему так шли средневековые доспехи! И он собрал замечательную коллекцию и рыцарских доспехов, и оружия. Но великим полководцем не стал. Не стал и выдающимся реформатором. За 30 лет своего правления Николай так и не смог разобраться с самым главным, насущным вопросом – отменой крепостного права. Искренне стремясь к справедливости, законности, порядку, он, в итоге, замучил всех и вся жесточайшей цензурой. Создал «полицейское» государство. Всё это так. Но почему-то именно на годы его правления пришёлся невиданный расцвет искусств: «золотой век» академической живописи, архитектуры, литературы. В его время творили Пушкин, Брюллов, Гоголь, Глинка, Тургенев, Тон, Штакеншнейдер, Клодт, Монферран… этот замечательный список можно продолжать до бесконечности. На выставке – «иконостас» лишь из избранных литографических портретов знаменитых деятелей искусства николаевской поры.

20190220_141743.jpg

Издание А.Э. Мюнстера. «Портретная галерея русских литераторов, журналистов, художников и других замечательных людей» (СПб., 1859-1864). Государственный Русский музей.

Кто-то, конечно, творил «вопреки». Но многим «талантам» Николай Павлович покровительствовал, во многих «искусствах» неплохо разбирался. К примеру, император с детства хорошо рисовал. Его учителями были знаменитые академические мастера Иван Акимов и Василий Шебуев. На выставке можно увидеть некоторые рисунки Николая, среди которых есть даже автопортрет.

Николай Павлович, великий князь. Всадник с копьём. Не ранее 1808. Бумага, карандаш. ГА РФ / Император Николай I. Автопортрет. 1843. Бумага, карандаш. ИРЛИ РАН

У императора было много любимых живописцев, в чьи мастерские он регулярно наведывался. Момент посещения своей мастерской изобразил один из главных его «любимцев», Готфрид Виллевальде. Художник был единственным «не военным», кому государь разрешал носить усы, военную шинель и курить в своём присутствии!

2.jpg

Готфрид Виллевальде. Николай I с цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника в 1854 году. 1884. Холст, масло. Государственный Русский музей

Как известно, Николай очень любил инженерное дело, архитектуру,  вникал в мельчайшие детали всех главных государственных «строек». Именно в его эпоху возводился уникальный по своей сложности Исаакиевский собор. Именно по его повелению баварский архитектор Лео фон Кленце построил здание Нового Эрмитажа, первое в нашей стране образцово-показательное музейно-выставочное пространство.

Одной из замечательных инициатив императора стала «Романовская галерея» в Малом Эрмитаже, собрание портретов всех представителей династии Романовых. После революции собрание было расформировано, портреты распределены по разным музеям. На выставке фрагмент легендарной галереи решили возродить! Контролируя её создание, Николай лично вникал во все нюансы: утверждал не только эскизы рам,  но даже форму этикеток. И в этом весь он: внимательный к любым мелочам.

20190218_171428.jpg

Реконструкция фрагмента «Романовской галереи»

Император запомнился большинству современников человеком цельным, суровым, жёстким, неэмоциональным, сверхтребовательным  ко всем и, в первую очередь, к самому себе. Он был красив… обладал идеальной, но холодной античной красотой, «зимними», по воспоминаниям Герцена, глазами. Он был очень высокого роста и, казалось, что на всё и на всех смотрел свысока. О его романтической, рыцарской, нежной и любящей натуре знали только самые близкие. Из всех правящих Романовых он был, пожалуй, самым образцово-показательным семьянином. Искренне любил супругу, Александру Фёдоровну и семерых детей. Их личным семейным раем стал петергофский «Коттедж», подарок императора жене на 30-летие. На выставке – предметы из хрустального сервиза, созданного специально для Коттеджа, с придуманным Жуковским гербом: щитом, мечом и венком из белых роз, любимых цветов императрицы Александры.

Предметы из собственного сервиза дворца «Коттедж «Александрия»». 1827-1829. Государственный Русский музей / Франц Крюгер. Портрет императрицы Александры Фёдоровны. 1852-1857. Холст, масло. ГИМ

Многочисленные портреты рассказывают о счастливой монаршей семье. Портреты самой венценосной четы. И их детей. Четырёх сыновей: Александра, Константина, Николая, Михаила. И трёх дочерей: Марии, Ольги и Александры.

Джордж Доу. Портрет великого князя Александра Николаевича и великой княжны Марии Николаевны, детей Николая 1. 1821. Холст, масло. 1821 / Неизвестный художник. Портреты великих князей: Николая, Константина, Михаила. После 1845. Холст, масло. ГМЗ «Царское село» / Тимофей Нефф. Портреты великих княжон Марии Николаевны и Ольги Николаевны. 1838. Холст, масло. Государственный Русский музей

Шестеро из них проживут долгие жизни. Александр станет новым императором, Константин – многолетним руководителем военно-морского ведомства. Достигнут успехов на военном поприще и младшие сыновья, Николай и Михаил.  Старшая дочь, Мария - знаменитая хозяйка Мариинского дворца, супруга внука Жозефины, Максимилиана Лейхтенбергского. Средняя, Ольга, станет женой своего троюродного брата, Карла Вюртембергского и уедет в немецкие земли. Только Александра, младшая дочь, всеобщая любимица, умрёт очень рано, в 19 лет, от туберкулёза. Недавняя сенсация – её портрет с собачкой, кисти Карла Брюллова, долгие годы бывший на виду, в постоянной экспозиции Русского музея, но считавшийся портретом неизвестной.

7.jpg

Карл Брюллов. Портрет великой княжны Александры Николаевны. 1837-1844. Холст, масло. Государственный Русский музей

О любви Николая Павловича к семье можно говорить бесконечно. Даже на смертном одре… умирая от пневмонии, в душевных терзаниях по поводу неудавшейся Крымской войны, император в самом главном был спокоен: он успел пообщаться со всеми своими детьми и внуками и благословить их, завещая одно - чтобы они были дружны между собой. Супруге же сказал: «Ты всегда была моим ангелом-хранителем, с той самой минуты, как я увидел тебя, и до моего последнего часа!». Такой вот получился на выставке очень трогательный, очень человечный «портрет» неоднозначного и противоречивого «Последнего рыцаря Европы»…

Лекции Ланы Конокотиной и других экспертов – в первом сборнике избранных лекций нашего «Лектория», который можно купить в интернет-магазине «СПб ведомостей».

#выставка #культура #история

Комментарии