Император в полный рост. Николай I стал героем «Саги о Романовых»

В Михайловском замке Русский музей представил публике очередную, шестую по счету, часть сериала «Сага о Романовых». Очередь дошла до времени правления Николая I.

Император в полный рост. Николай I стал героем «Саги о Романовых» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Его правление началось с восстания декабристов, а завершилось, по сути, поражением России в Крымской войне. В школьных учебниках советского времени три десятилетия царствования этого императора характеризовались как эпоха полицейского государства, самодержавного произвола, жесткой цензуры. В таком контексте расцвет литературы, критики, архитектуры, художеств не мог иметь отношения к личным качествам правителя, воспринимался как демократический протест против реакционных устремлений монарха.

В наше время эта оценка, как и оценка многого другого в отечественной истории, не столь однозначна. Как говорит куратор, заведующий отделом живописи XVIII - первой половины XIX века Русского музея Григорий Голдовский, у выставки нет задачи реабилитировать императора. Она - намек на переосмысление его личности.

Публике стоит набраться терпения. Выставка огромная, больше пятисот произведений - живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство. В этом проекте Русский музей поддержали Эрмитаж, Третьяковская галерея, Исторический музей, ГМИИ им. Пушкина, музеи-заповедники «Петергоф», «Царское Село», «Павловск», «Гатчина», другие коллекции. В результате возник «портрет» Николая I на фоне художественной жизни страны, быта императорского двора, интерьеров царских резиденций.

Все перечисленное имело отношение к деятельности всемогущего человека, который был уверен в своих правах и возможностях, часто руководствовался собственным вкусом и не был лишен таланта. Пушкин, которому император предложил себя в качестве цензора, так отозвался о нем: «Мужества и дара слова ему не занимать».

Архитектура выставки - тематические блоки: коронация, парады, балы, семья, дети, сподвижники, военные события... Рассказ строится на вещах известных и тех, которые посетители музея не видели.

Маскарады и парады - демонстрация величия страны - запечатлены в масштабных полотнах. Самое знаменитое - «Парад на Царицыном лугу» 1837 года Григория Чернецова - художественный документ эпохи, к которому император, можно сказать, руку приложил. Художник изобразил более двухсот участников событий, написанных с натуры. Все в соответствии со списком, утвержденным Николаем I. Список хранится в нижней части «родной» для картины рамы за откидывающейся планкой.

Один из самых эффектных разделов - макет романовской галереи. На стене в тесной исторической шпалерной развеске около двадцати картин. Собрание портретов представителей династии Романовых, числом около двухсот, было создано при Николае I в галерее Малого Эрмитажа. После революции картины разошлись по музейным собраниям. Их малая часть дает представление о том, какой интересной была эта галерея.

Для этой выставки важны портреты и шаржи, сделанные самим Николаем I. В юности он брал уроки рисования у академических живописцев и, судя по рисункам, не зря.

В разделе «Семья» стоит обратить внимание на портрет младшей дочери императора Александры Николаевны кисти Карла Брюллова. Это единственное завершенное изображение представителей царской фамилии в наследии художника. Имя героини картины долгое время не было известно. Лишь два года назад специалисты музея установили, что это великая княжна.

Портретов, особенно парадных, в залах выставки много. На них император, члены его семьи, сподвижники. Их писали известные русские и зарубежные художники Дж. Доу, Ф. Крюгер, О. Кипренский, Ф. Толстой...

Финал выставки лаконичен. В витрине за стеклом - походная складная кровать, на которой умер Николай I, рядом посмертная маска. На противоположной стене портреты знаменитых людей николаевского времени: Глинка, Пушкин, Айвазовский, Пирогов, Белинский...

Важная подробность. 24 февраля, в рамках всероссийской акции «Культурный выходной», вход на выставку «Николай I» в Михайловском замке будет бесплатным.

Подробнее о выставке – в авторском материале известного искусствоведа Ланы Конокотиной.

#культура #выставка #Русский музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 032 (6385) от 21.02.2019 под заголовком «Император в полный рост».


Комментарии