Последний из одиннадцати. Ушел из жизни Леонид Ткаченко
Ушел из жизни петербургский художник Леонид Ткаченко. Ему было 93 года.

ФОТО pixabay
«Последний оставался из легендарной когда-то «Группы одиннадцати». И ушел. Все там собрались. Вечная память», – написал на своей странице в «Фейсбуке» петербургский живописец Анатолий Заславский.
«Группа одиннадцати» – действительно яркое явление в ленинградском искусстве. Первая их выставка прошла в ноябре 1972 года в выставочном зале Союза художников на Охте. Состояла она из работ десяти живописцев – Евгении Антиповой, Завена Аршакуни, Валерия Ватенина, Германа Егошина, Ярослава Крестовского, Валентины Рахиной, Виктора Тетерина, Леонида Ткаченко, Виталия Тюленева, Бориса Шаманова. И одного скульптора – Константина Симуна.
Все эти мастера одного поколения были яркими индивидуальностями, а связывала их не столько единая эстетическая платформа, сколько протест против навязываемых художникам канонов, понимание свободы высшей ценностью. Они были сформированы «оттепелью» – этой короткой, но яркой эпохой в жизни советской страны.
Уже в середине 1950-х годов Ткаченко выступал на собраниях в Союзе художников, отстаивая свободу творчества и право художника на гарантированный аванс, выплачиваемый за будущую работу. В 1992 году он примкнул к обществу «Аполлон», призванному возродить традиции русского авангарда. За семь лет «Аполлон» провел более десяти групповых и персональных выставок. Самой масштабной стала организованная Ткаченко выставка художников круга Кондратьева, которая прошла в 1995 году в ЦВЗ «Манеж».
Сравнительно недавно посвященная «Группе одиннадцати» выставка прошла в KGallery. Леонид Ткаченко бывал на вернисажах, рассказывал об искусстве Ленинграда, о своих коллегах, о себе. Он вспоминал, как поначалу творчество группы было воспринято критично, настороженно, а вот у зрителей они сразу добились успеха. Возможно, потому, что публика видела в картинах продолжение «духовных традиций русского реализма». Он благодарил Русский музей за поддержку, оказанную группе в сложные для нее времена.
Леонид Ткаченко написал книгу воспоминаний, назвав ее «Путь»: о пройденной художником дороге, часто такой трудной – от социалистического реализма до абстрактного экспрессионизма. Еще он пишет о Советском Союзе, словно спорит с нынешними хулителями страны. Как переживший все этапы, он честно свидетельствует и о плохом, даже страшном, и о хорошем, которого тоже было много.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (6827) от 15.12.2020 под заголовком «Последний из одиннадцати».
Материалы рубрики
«Дети солнца». Чем интересен спектакль по пьесе Горького
Анна Алексахина: «Театр - живой организм, он меняется»
Татьяна Ткач: «У актера должно болеть сердце»
В Эрмитаже открылась выставка наследия Дома Cartier
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии