Открывший новые горизонты. Ушел из жизни Андрей Пунин

Не стало блестящего историка отечественной и мировой архитектуры Андрея Львовича Пунина. Доктор искусствоведения, заведующий кафедрой истории и теории архитектуры Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, он ушел на 89-м году жизни...

Открывший новые горизонты. Ушел из жизни Андрей Пунин | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

– Андрей Львович открыл новые горизонты петербурговедения, в немалой степени именно его усилиями архитектура нашего города периода эклектики – а это почти вся вторая половина XIX века – была признана ценной, заслуживающей уважения. Он ее фактически реабилитировал, хотя прежде ее иначе как «упаднической» и «подражательной» не именовали, – говорит искусствовед Михаил Мильчик.

Признаюсь, в свое время, во второй половине 1980-х годов, Андрей Львович произвел на меня, тогда школьника, неизгладимое впечатление своими лекциями по истории архитектуры, которые он читал в Русском музее и обществе «Знание» на Литейном. Благодаря артистизму Андрея Львовича практически каждое его выступление выглядело как настоящий мини-спектакль. Невозможно было отвлечься, два часа пролетали как один миг.

Лично для меня это была еще и серьезная школа. Именно благодаря лекциям Пунина я, проходя по улице, теперь могу почти безошибочно определить стиль каждого здания и назвать примерное время его постройки... Впрочем, не одного меня Андрей Львович научил разбираться в архитектуре.

– Помню, как в середине 1980-х годов раз в неделю по вечерам разношерстная аудитория, собиравшаяся на его лекциях в обществе «Знание», погружалась в красоту той культуры, что была нам почти неведома, – вспоминает политолог Дмитрий Травин. – Встречи с Пуниным представали почти что окном в Париж. Его рассказ был по-профессорски методичен и в то же время увлекателен... Я начинал понимать, что такое истинный профессор, истинная университетская лекция и истинная образованность.

Недаром, кстати, студенты, которые всегда видят и оценивают самые характерные черты своих педагогов, называли Андрея Львовича «торжествующий мажор» – за его умение радоваться жизни и получать удовольствие от того, что он делал.

– Андрей Пунин любил каждого своего ученика, делился с нами своими наработками. Его подарком мне был северный модерн, за что я ему признателен по сей день, – говорит историк архитектуры Владимир Лисовский.

Впрочем, Андрей Львович был не только блестящим оратором и глубоким исследователем, он еще и прекрасно владел пером. Его работы – это настоящая энциклопедия истории архитектуры, причем написанная очень ярко и увлекательно. Парадоксально, но за последние полтора десятка лет своей жизни он создал едва ли не столько же серьезных трудов, сколько за все предыдущие годы. К примеру, увидела свет его книга по истории петербургской архитектуры и градостроительства петровского времени – очень полная картина той короткой, но очень яркой эпохи.

– Знавшие Андрея Львовича отмечают, что он был человеком увлекающимся. К примеру, абсолютно неожиданным для всех стал его фундаментальный труд, посвященный искусству Древнего Египта. Он увлекся этой темой и смог по-новому ее открыть для широкой публики, – говорит Михаил Мильчик.

Андрей Львович был всегда полон идей и сил, поэтому многие его труды остались незавершенными, в том числе и обобщающее исследование, посвященное истории мирового мостостроения. Ведь первым вузом, который закончил Андрей Пунин, был ЛИИЖТ, и только потом уже была Академия художеств.

– Сочетание оказалось для меня идеальным: инженер-мостовик и искусствовед. В итоге – докторская диссертация по архитектуре мостов. Вот такой зигзагообразный ход судьбы, – комментировал сам Андрей Львович.

Последние четверть века он был постоянным членом жюри Анциферовской премии, и его мнение всегда было очень важно. Знали его и как неутомимого защитника культурного наследия города. Он одним из первых еще в 1990-х годах восстал против повальной «мансардизации». А всего месяц назад он, как всегда энергично и страстно, выступал против возведения колокольни Смольного монастыря, очень убедительно доказывая бессмысленность этого новодела.

#смерть #потеря #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (6812) от 24.11.2020 под заголовком «Открывший новые горизонты».


Комментарии