Популярные экспонаты Музея Арктики оставались на своих постоянных местах в дни вражеской блокады
Самые популярные экспонаты Музея Арктики — подлинный самолет-амфибия Ша-2, способный взлетать с воды, электрифицированный глобус, который наглядно демонстрирует расположение советских полярных станций, и 40 макетов и диорам — в дни вражеской блокады оставались на своих постоянных местах.

ФОТО Википедии / Alex 'Florstein' Fedorov / CC BY-SA 4.0
Как и остальные ленинградские музеи, Музей Арктики подлежал эвакуации. Летом 1941 года уникальные приборы, фотографии, документы и ценные артефакты, такие как палатка папанинцев, были эвакуированы в Красноярск. Самолет, диорамы и уникальный глобус не вывезли из‑за их размеров и невозможности быстрого демонтажа. Сохранность экспонатов легла на плечи оставшихся в городе сотрудников музея Карла Калнина и Михаила Гальперина. Они отвечали за состояние здания и экспозиции, всю блокаду следили за тем, чтобы на экспонаты не повлияли влажность и холод, чтобы не произошло пожара.
Благодаря усилиям этих людей к Дню снятия блокады 27 января 1944 года музейная экспозиция сохранилась. В конце 1944 года музей вернулся из эвакуации и начал подготовку к открытию. В 1950 году после ремонта Музей Арктики вновь открылся для посетителей. И по‑прежнему одними из самых зрелищных его экспонатов оставались предметы, пережившие блокаду вместе с городом.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 14 (7343) от 26.01.2023 под заголовком «Глобус, переживший 900 дней».
Материалы рубрики
В Пушкине подготовили выставку в честь Александра Моисеевича
Вернисаж: выставки в Петербурге с 18 марта
Вас приглашают. Куда сходить в Петербурге с 18 марта
В разделе «Шиизм» экспозиции «Ислам» Музея истории религии прошла частичная реэкспозиция
Русский музей отметит свое 125-летие
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии