Полотна без автографа. В Петербурге открылась первая выставка картин Боткина
Михаил Петрович Боткин был хорошо известен в России и до революции, и после нее. Прежде всего как коллекционер. А сам он всегда подчеркивал, что он художник. Даже будучи на протяжении двадцати лет гласным петербургской Городской думы, в документах через запятую указывал: «академик живописи».
Михаил Петрович Боткин в своей мастерской. Снимок из ателье Карла Буллы, 1913 г. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
- К Михаилу Боткину по-разному относились современники. Многим не нравились его консервативные взгляды на живопись, недаром он вступил в полемику, а затем уже и в открытую вражду с нарастающим движением «Мир искусства», - говорит куратор выставки кандидат исторических наук Елена Бакалдина.
Николай Рерих, работавший вместе с Михаилом Боткиным в Императорском обществе поощрения художеств, вспоминал его жесткие оценки в адрес мирискусников: «Все сжечь!» - «Неужели все?» - «Все!» - «И Серова?» - «И Серова». - «И Врубеля?» - «И Врубеля». - «И Александра Бенуа?» - «И Бенуа». - «И мои?» - «И ваши. И ваши нужно сжечь!». Что не мешало, впрочем, Боткину и Рериху уживаться в стенах общества.
А теперь именно в доме Михаила Петровича Боткина на углу 18-й линии и набережной Лейтенанта Шмидта находится Музей Рерихов - и в этом нет никакого противоречия. Выставка же, посвященная Боткину, разместилась в пространстве его бывшей собственной мастерской, в которой он запечатлен на фотографиях...
- Представители новых течений живописи не воспринимали Боткина как художника, и искусствоведы продолжили эту линию. В советское время его вообще считали второстепенным художником. Цель нашей выставки - подтолкнуть исследователей к изучению его творчества. Ведь большинство его работ находятся в запасниках музеев и очень мало - в постоянных экспозициях, - говорит Бакалдина.
Куратор проекта подчеркивает, что перед нами - первая персональная выставка Михаила Боткина. На ней удалось представить практически все направления, в которых он работал, в том числе историческую живопись с религиозным уклоном («Скорбящая Богоматерь», «Вечерня в церкви Святого Франциска в Ассизи», «Концерт для выздоравливающей»), пейзажи, натюрморты, офорты.
Кроме всего прочего Михаил Боткин был еще и блестящим портретистом: именно в этом жанре были созданы две самые известные его картины - «Антиквар» и «Старовер». В своих работах Боткин запечатлел едва ли не всех своих родственников и друзей. Не менее полутора десятков раз он изобразил свою жену Екатерину Никитичну, с которой его связывали очень трогательные отношения.
Михаил Петрович вообще был великолепным семьянином. Сказывалось влияние родителей: семья, в которой он вырос, была огромной и патриархальной. Он был 26-м ребенком у своего отца, самым последним. Когда он родился, отцу было пятьдесят восемь лет, матери - тридцать четыре...
Екатерина Никитична, вышедшая из богатой купеческой семьи, получившая достойное образование, вспоминала, что после свадьбы ей открылся совершенно новый мир. Брак с Михаилом Петровичем подвиг ее не только на семейные, но и на профессиональные достижения: она стала замечательным фотографом. Ее работы были настолько профессиональны, что Илья Репин называл ее едва ли не первым фотографом России.
В 1917 году, после Февральской революции, когда Петрограду грозило немецкое наступление, вдова Михаила Петровича (он умер в 1914 году) передала самые ценные предметы из коллекции супруга на временное хранение в Русский музей. По договору, забрать их надо было по истечении года после заключения мира с Германией. Мир был заключен в 1918 году, но в условиях Гражданской войны было гораздо надежнее оставить собрание в стенах государственного музея. В 1920 году коллекция была национализирована, и ее значительная часть попала в Эрмитаж. Там она находится и сегодня.
Авторские же работы Боткина оставались в его доме. После революции его дочь Елена Михайловна смогла взять особняк в аренду, в которой он оставался до 1928 года. С условием: содержать дом в порядке. Требовались деньги, поэтому приходилось продавать предметы из коллекции в Эрмитаж, частным коллекционерам...
Елена Михайловна понимала, что ей рано или поздно придется освободить помещения, и во второй половине 1920-х годов распределила 287 работ отца по музеям страны. А еще до революции многие картины Михаила Боткина оказались у частных коллекционеров и во многих музеях.
Вот почему сегодня известно местонахождение только половины работ Михаила Боткина из пятисот. И сегодня на выставке представлены полотна из самых разных собраний - не только из Эрмитажа, Русского музея и Третьяковской галереи, но и из музеев Новгорода, Рыбинска, Углича, а также из частных коллекций.
- Около шестидесяти работ Боткина, хранившихся в музеях Пскова, Краснодара, Воронежа, Смоленска, Киева, Харькова, числятся пропавшими во время Великой Отечественной войны, - рассказывает Бакалдина. - Они до сих пор нигде не «всплывали». Да и идентифицировать их может только специалист, глубоко занимающийся его творчеством: дело в том, что только сначала он оставлял на своих полотнах автографы, а потом перестал...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 114 (6467) от 26.06.2019 под заголовком «Полотна без автографа».
Комментарии